ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 22

Нравственная философия (преимущественно в её социально-политическом измерении) была выражена И.А. Ильиным в ряде лекций, газетных и журнальных статей и, прежде всего, в работах «Основное нравственное противоречие войны» и «О сопротивлении злу силою». В них он раскрывает нравственный смысл войны и борьбы, которые, на первый взгляд, противоречат основным законам нравственности: вопреки пацифизму русской интеллигенции и учению Льва Николаевича Толстого о непротивлении злу силой И.А. Ильин даёт нравственное оправдание войны и применения силы против зла («оправдание меча»). Безусловно, насилия и убийства, которые люди совершают во время войны, не могут быть делом благим, праведным и святым. Всякий раз, как человек, имея возможность выбора, «совершает нравственно недоброкачественное деяние, он несёт на себе вину; поэтому война есть наша общая великая вина». Однако принцип, выдвинутый Л.Н. Толстым, устанавливающий как нравственную норму поведения «максимальную щедрость в отдаче того, чем другой желает завладеть», может распространяться на конечные временные блага (вещи и жизненные удобства), но никак не на духовное достояние, что было бы не «щедростью», но отречением и предательством. В самом деле, не противиться человеку, понуждающему к совершению низкого дела, значило бы отречься от человеческого достоинства; не противиться народу, который восстал для того, чтобы лишить нас свободной самобытной жизни, равносильно духовному самоубийству. Кроме того, нельзя предоставить сильному угнетать слабого; нельзя быть щедрым, отдавая чужое благо или чужую жизнь; нельзя отречься от своих убеждений и верований и т.д. И.А. Ильин подчёркивал, что любое убийство, в том числе во время оборонительной войны, не может рассматриваться как нравственно оправданное («цель оправдывает средства») – «вопрос о нравственной ценности цели и нравственной ценности средства суть два вполне самостоятельных вопроса», поэтому жизненная целесообразность или неизбежность деяния не может изменить его «нравственной недоброкачественности». Нравственно праведная цель защитить и отстоять при неправедном и духовно-мучительном средстве, принимаемом с ощущением вины, составляет, по И.А. Ильину, основное нравственное противоречие войны, которое не может быть разрешено и устранено, но только принято и изжито во всей своей глубине как высшая нравственная трагедия. В книге «О сопротивлении злу силою» он поставил задачу вскрыть ложные основы, заблуждения и предрассудки русской интеллигенции, которые привели Россию «к разложению и гибели», и противопоставить им возрождённую религиозность и государственную мудрость и силу «восточного Православия и особенно русского Православия».

 



 
PR-CY.ru