ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 25

К недостаткам работы митрополит Антоний относил отсутствие указания границ приложения активной принудительной силы в борьбе со злом (пытки при допросе, террор при бунте и т.д.), что, впрочем, замечал он, выходит за рамки исследования. По словам архиепископа Анастасия (Грибановского), книга И.А. Ильина «покоряет читателя, зажигая его сердце горящим дерзновением правды», она имеет «не только теоретическое значение и для нас, епископов, обязанных по своему положению активно бороться со злом и карать его носителей». Антон Владимирович Карташёв подчёркивал «оригинальность и силу» решения И.А. Ильина сложнейшей трагической дилеммы – греховного попустительства творящемуся злу или, тоже греховной, активной борьбы с ним – на основе глубокого анализа двойственного характера акта любви (положительного и отрицательного). Проблема нравственного компромисса и связанная с ним идея благой цели, требующей дурных средств, рассматривается также в специальной лекции И.А. Ильина «Учение о компромиссе и дурных средствах». Идея созидания христианской культуры на земле, по глубокому убеждению И.А. Ильина, проистекает из «великого смысла Христова пришествия», в соответствии с которым христианин призван «вносить свет Христова учения в земную жизнь и творчески раскрывать дары Святого Духа в её ткани». Кризис современной культуры И.А. Ильин связывал с её секуляризацией, обособлением от веры, религии и церкви. Если в XIX в. европейская культура уже по существу была культурой светской, то культура XX в., всё более обособляясь от христианства, вообще утрачивала религиозный дух, смысл и дар. При этом утрата христианского духа не означала перехода к какой-то новой религиозности: «Отделавшись от христианства», культура «ушла в безрелигиозную, безбожную пустоту». Вследствие этого человек «религиозно мертвеет, умственно и нравственно вырождается и идёт навстречу невиданному ещё в истории человечества культурному кризису». Несмотря на это, И.А. Ильин считал, что культуру необходимо творить на христианских основах, ибо «вся история христианства есть... не что иное, как единый и великий поиск христианской культуры». Под христианской культурой он понимал здесь проникновение христианским духом всех форм человеческой жизни и творческой деятельности – науки, искусства, семейной жизни, воспитания, политики, труда, общественной жизни, хозяйствования и т.д. В этом смысле созидание христианской культуры не может быть осуществлено в рамках одной эпохи, одного народа, одного поколения раз и навсегда: каждая эпоха, каждый народ и всякое поколение должны стремиться проникнуться духом христианского учения и «излить этот дух в свою жизнь и в мир вещественный». Поскольку Евангелие не содержит прямых указаний, относящихся к вопросам христианской культуры, необходимо исходить не из буквы, а из духа христианства.

 



 
PR-CY.ru