ИЛЬИН Иван Александрович - Страница 26

Дух христианства, по И.А. Ильину, есть дух «овнутрения» («Царство Божие внутри вас есть»), любви («Бог есть любовь»), молитвенного созерцания, живого творческого содержания (а не формы или «ветхой буквы»), совершенствования («Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный») и предметного служения делу Божию на земле. Для того чтобы творить христианскую культуру, человеку необходимо обновиться в этом евангельском духе и затем из глубины христианской цельности и свободы обратиться к миру. Было бы в равной степени неправильно принять Христа, отвергнув мир, и принять мир, отвергнув Христа. Правильное решение есть решение православного христианства: «Принять мир вследствие принятия Христа и на этом построить христианскую культуру». И.А. Ильин особенно отмечал мироприемлющее свойство русского православия: в отшельнике, примиряющем князей; в епископе, наставляющем или укоряющем государя; в хозяйствующем монастыре; в православных патриархах и старцах; в исповедничестве православного духовенства; в православном искусстве – «от Дионисия до Нестерова, от сладкогласия киевских распевов до «Жизни за царя» Глинки, от древнего малого храма в крепости Иван-Город до храма Христа Спасителя в Москве»; в переписке Филарета Московского с Александром Сергеевичем Пушкиным, в надписи «Свет Христов просвещает всех» на здании Московского университета и т.д. Русское православие, по словам И.А. Ильина, не мыслит мира внехристианским или светским, «просвещение и просветление мира является его прямым заданием». Вместе с тем христианская культура должна твориться свободно, хотя и при возможном содействии (но не по предписанию) церкви или государства (разграничение функций: народ творит, государство правит, церковь учит). Религиозно-философские воззрения И.А. Ильина лежат в основе не только его общекультурных, но и эстетических взглядов. В работе «Основы художества: О совершенном в искусстве» он утверждал, что всякое подлинное искусство, которое он воспринимает как «возвышенное служение человеческому духу и чистую радость Божественному», имеет духовно-религиозные корни (независимо от воли художника). Основой искусства И.А. Ильин считал художественность, которую он понимает как «символическо-органическое единство в произведении искусства, идущее от его самого глубокого слоя, от его главно-сказуемого, которое может быть названо художественным предметом». Критерий художественного совершенства он определял, исходя из анализа четырёх категорий – художественного акта, художественной материи, художественного образа и художественного предмета.

 



 
PR-CY.ru