ИЛЬДЕФОНС - Страница 11

Кастильские и французские прелаты связывали культ Ильдефонса с особым почитанием Богоматери. Его трактат «О приснодевстве...» и приложенное к нему Житие, составленное Сихилой, были включены в различные богослужебные книги. С XII в. легенда о явлении Богоматери Ильдефонсу распространялась в составе сборников чудес Богоматери, например, в латинских «Чудесах Девы Марии» (XIII в.), где оно помещено в начале произведения и озаглавлено «Об облачении, которое Она принесла архиепископу Ильдефонсу». В рассказе внимание сосредоточено на особом почитании святым Богоматери и установлении празднества в Её честь, а также на написании Ильдефонсом «изящным стилем замечательной книги о Её святейшем девстве». В благодарность за это Богоматерь явилась Ильдефонсу и вручила ему альбу. После смерти Ильдефонса его преемник Сиагрий совершил кощунство – взошёл на кафедру, где явилась Богоматерь, и надел альбу, мотивируя это тем, что все люди равны, и он также имеет право на то, чем пользовался Ильдефонс. В наказание Сиагрий пал замертво. Пространный вариант легенды об Ильдефонсе представлен Готье из Куэнси в стихотворном сборнике «Чудеса Богоматери» («Miracles de Nostre Dame»), составленном между 1218 и 1230 гг., под заглавием «О св. Левкадии, в то время когда архиепископом Толедским был св. Ильдефонс, которому Богоматерь подарила прелатскую альбу». Готье, приор монастыря Вик-сюр-Эн близ Суасона (1214–1233 гг.), где хранилась часть мощей св. Левкадии, составил также пространную поэму «Чудо св. Левкадии» («Miracle de S. Léochade») и описал историю мощей, в том числе обретение святыни Ильдефонсом. «Чудо...» и «О св. Левкадии...» близки по содержанию, основным источником обеих поэм было Житие, составленное Сихилой и известное Готье как произведение епископа Элладия. В духе куртуазной литературы Готье описывал верность Ильдефонса Богоматери и св. деве Левкадии, главными противниками святого называл отягощённых грехами иудеев и церковников. Независимо от Готье из Куэнси испанский поэт Гонсало де Берсео (ум. до 1264 г.) составил стихотворный сборник «Чудеса Богоматери» («Milagros de Nuestra Sennora»), основанный на латинском сборнике, сохранившемся в рукописи. Первое повествование Гонсало, «Казула св. Ильдефонса», отмечено влиянием куртуазной литературы: Ильдефонс представлен как верный служитель Девы Марии, защитник Её приснодевства в полемике с «отступниками». Богоматерь явилась Ильдефонсу во время празднества, устроенного в Её честь, и поблагодарила его за учреждённый праздник и прекрасную книгу. Гонсало подчёркивает роль Ильдефонса как «искреннего друга» («amigo natural») Богоматери, вознаграждённого за преданное служение. На втором плане остаются мотивы пастырского служения Ильдефонса и восхваления «великого Толедо»; о чуде св. Левкадии не упоминается.

 



 
PR-CY.ru