ИЛЬДЕФОНС - Страница 16

По преданию, Пелагий поместил в ковчег казулу, подаренную Ильдефонсу Богоматерью. В древнейших перечнях овьедских святынь нет упоминаний о казуле, однако то, что она хранилась в ковчеге, подтверждается упоминаниями в «Истории Испании» («De rebus Hispaniae») Толедского архиепископа Родриго Хименеса де Рады (1209–1247 гг.) и в повести Иоанна Эгидия об обретении мощей Ильдефонса. Казула Ильдефонса среди других реликвий упоминается в описи святынь овьедского собора 1639 г. По свидетельству Г. Майянса-и-Сискара, казула хранилась в соборе, однако была недоступна для обозрения. В 1934 г., во время восстания в Овьедо, капелла св. Михаила была разрушена взрывом, ковчег сильно пострадал, его содержимое утрачено. Согласно описи, проведённой в 1790–1792 гг. по указанию кардинала Лоренсаны, в ризнице кафедрального собора в Толедо хранились святыни, связанные с почитанием Ильдефонса: реликварии с частицами его мощей и часть покрова св. Левкадии. В XVIII в. Г. Майянс-и-Сискар упоминал, что в одном из алтарей собора хранился камень, на котором, по преданию, стояла Богоматерь во время явления Ильдефонсу. В арабской и эфиопской литературе об Ильдефонсе впервые упоминается в полемическом трактате «Книга победы над крестом» (букв. – «Книга палиц против крестов») кордовского писателя Ахмада ибн аль-Хакка аль-Хазрайи (1125/1126 – 1187 гг.), написанном во время пребывания в плену в городе Толедо (1145–1146 гг.) под влиянием диспутов с христианским духовенством. Опровергая утверждение о том, что в христианском мире Бог творит чудеса, аль-Хазрайи пересказывает легенду о явлении Богоматери Ильдефонсу и дарении ему облачения. Благодаря широкому распространению сборников чудес Богоматери, переведённых между 1237 и 1289 гг. со старофранцузского на арабский язык, легенда об Ильдефонсе стала известна в Египте и Эфиопии. Сборник «Чудеса Марии» был переведён с арабского языка на геэз при царе Давиде II (1380–1411 гг.) и, начиная с эпохи царя Зара Якоба (1434–1468 гг.), приобрёл широкую известность в Эфиопской церкви. Легенда об Ильдефонсе в «Чудесах Марии» получила особое развитие. Согласно этому произведению, первоначально сборник чудес составил епископ «Дэксьос» из города «Тельтелья». Данные формы имён возникли в результате сильного искажения первоначальных старофранцузских форм под влиянием арабского языка. В благодарность Богоматерь явилась епископу с написанной им книгой в руках и повелела установить празднество в честь Благовещения под названием «Праздник Дэксьоса» 22 тахсаса (31 декабря), которое следовало также отмечать 22-го числа каждого месяца. Во второй раз Богоматерь явилась Ильдефонсу на кафедре. Нечестивый преемник епископа взошёл на эту кафедру, однако был убит архангелом Рагуилом.

 



 
PR-CY.ru