ИЛЬДЕФОНС - Страница 12

В «Песнях о Богоматери» («Cantigas de Santa Maria»), составленных на галисийском языке под руководством короля Леона и Кастилии Альфонса X Мудрого (1252–1284 гг.), вторая песнь посвящена Ильдефонсу («О том, как Дева Мария явилась в Толедо св. Ильдефонсу и подарила ему альбу»). Два чуда, описанные Сихилой (открытие мощей св. Левкадии и явление Богоматери), здесь объединены и связаны общей темой похвалы девству, как в сочинении Ильдефонса «О приснодевстве...». В середине – второй половине XIII в. было составлено «Сказание о блаженном Ильдефонсе, архиепископе Толетском, по уставу Асторгской Церкви» («Legenda Beati Ildefonsi archiepiscopi Toletani secundum regulam Asturicensis ecclesiae»), которое сохранилось в рукописи 1308 г. Основываясь на сочинении Сихилы, агиограф сообщил дополнительные сведения об Ильдефонсе, привёл имена его родителей, «благороднейших толетцев Стефана и Луции». Во второй половине XIII в. Родриго Серратский, доминиканец из монастыря Святого Креста в Сеговии, составил Жития некоторых испанских святых, в том числе Ильдефонса. В целом следуя сочинению Сихилы, агиограф стремился полнее изложить биографию святого, включив в повествование ряд подробностей. Согласно Родриго, родители Ильдефонса были знатными жителями Толета, отрока воспитал Евгений, который послал его к Исидору для обучения «всевозможному красноречию, искусствам, богословию и созерцанию». Далее агиограф уточняет, что Исидор преподавал Ильдефонсу «свободные искусства». После возвращения в Толет Ильдефонс был рукоположён Евгением во диакона и скрылся от разыскивавшего его отца в Агалийском монастыре. Объясняя рассказ Сихилы об открытии мощей св. Левкадии, агиограф подчёркивает, что Ильдефонс защитил учение о девстве Богоматери и победил некую ересь, которая охватила почти всю Испанию. Родриго приписывает Ильдефонсу перенесение праздника Благовещения на 18 декабря, указывая, что это празднество затем распространилось во всей Испании. Агиограф сообщает, что Богоматерь подарила Ильдефонсу альбу, причём его объяснение основано на традиционном истолковании слов Сихилы (у Родриго: «Я принесла тебе ризу из облачений вечной славы, которую ты наденешь в день Моего празднества»). Также приводится рассказ о легендарном преемнике Ильдефонса Сиагрии, наказанном за кощунственное обращение со святынями, а неясные и ставшие, по мнению исследователей, неактуальными замечания Сихилы о нечестивом короле Рекесвинте из повествования исключены. Составление «Сказания...» и деятельность Родриго Серратского способствовали окончательному оформлению агиографической легенды Ильдефонса.

 



 
PR-CY.ru