ИЛЬДЕФОНС - Страница 10

Внимание агиографа сосредоточено на нескольких легендарных эпизодах из жизни Ильдефонса, о которых Иулиан не упоминает. Одно из важнейших расхождений между сообщениями Иулиана и Сихилы содержится в рассказе о начале церковной карьеры Ильдефонса. Согласно Иулиану, он учился у Евгения и был рукоположён во диакона епископом Элладием, тогда как Сихила утверждает, что Ильдефонс учился также у Исидора Гиспальского и был рукоположён Евгением. Исследователи полагают, что эти домыслы объясняются желанием агиографа создать идеализированный образ процветающей церкви в Испании в период вестготского владычества и подчеркнуть высокий уровень латинской книжности и богословия, одновременно принижая роль светской власти. В VIII в. в толетской общине мосарабов сформировалось почитание трёх епископов – Евгения, Ильдефонса и Иулиана, которые считались отцами Испанской церкви, выдающимися богословами и церковными писателями. Чтобы подчеркнуть связь между ними и крупнейшим испанским автором, Исидором, агиограф представил его наставником Ильдефонса. Как полагают исследователи, в VIII в. почитание Ильдефонса было ограничено мосарабской общиной Толедо. Положение изменилось после захвата города королём Леона и Кастилии Альфонсом VI (25 мая 1085 г.). Завоевание имело символическое значение, т.к. Толедо считался древней столицей Испании. В 1088 г. Римский папа Урбан II утвердил права Толедского архиепископа как примаса католической церкви в Испании. Несмотря на то, что король поддерживал прелатов, непосредственно связанных с Папским престолом и монастырём Клюни, которые стремились к унификации богослужения по римскому образцу, например, первого Толедского архиепископа Бернарда из Седирака (1086–1124 гг.), он разрешил шести мосарабским приходам Толедо сохранять прежний обряд. Возвращение города под власть христианского правителя способствовало росту почитания местных святых – Евгения, Ильдефонса, Иулиана, что отчасти было связано с влиянием мосарабского обряда. Это отразилось и на распространении празднества в честь Богоматери 18 декабря, установление которого связывалось с деятельностью Ильдефонса. При архиепископе Иоанне из Кастельморона (1152–1166 гг.) на месте разрушенной базилики св. Левкадии была построена новая церковь, при которой основан капитул регулярных каноников. В 1209 г. при ней упоминается церковь во имя Ильдефонса. В XII в. монах Герман (ум. в 1137 г.), впоследствии аббат монастыря св. Мартина в Турне (Франция), составил третье Житие Ильдефонса, преимущественно на основе сочинения Сихилы. Житие вместе с трактатом Ильдефонса «О приснодевстве...» вошло в состав сборника Германа «О чудесах Девы Марии».

 



 
PR-CY.ru