ИЛЬДЕФОНС - Страница 13

В 1302 г. Толедский архиепископ Гонсало Диас Паломеке (1299–1310 гг.) созвал провинциальный Собор в Пеньяфьеле, на котором празднование памяти «блаженного Ильдефонса, предстоятеля и управителя Толетской патриаршей Церкви» было признано обязательным для всех епископств церковной провинции Толедо. В начале XIV в. (между 1303 и 1309 гг.) было составлено стихотворное Житие Ильдефонса на кастильском языке, как полагают исследователи, основанное на несохранившемся латинском Житии. Автор стихотворного Жития, известный как Бенефициарий из Убеды, обычно отождествляется с архидиаконом Гарсией Пересом, будущим епископом Хаэна (1301–1316 гг.). Восхваляя благочестие Ильдефонса и его верное служение Богоматери, агиограф ввёл в сочинение некоторые актуальные церковно-политические моменты, в основном, связанные с утверждением примата Толедской кафедры во время споров о юрисдикции с архиепископством Севилья в конце XIII – начале XIV вв. Бенефициарий восхвалял Толедо, в частности, капитул церкви св. Левкадии, «осовременивал» многие реалии вестготской эпохи: представлял Ильдефонса как архидиакона епископа Евгения, Агалийский монастырь (отождествлённый им с церковью св. Левкадии) – как общину регулярных каноников. К Житию, составленному Бенефициарием, близко по содержанию прозаическое Житие Ильдефонса на кастильском языке. В 1444 г. Альфонсо Мартинес де Толедо, известный как архипресвитер из Талаверы (ум. около 1470 г.), составил прозаические Жития Ильдефонса и Исидора Гиспальского на кастильском языке (ранее авторство архипресвитера оспаривалось исследователями). Житие Ильдефонса сохранилось в трёх рукописях XV–XVI вв., где оно сопровождается переводом на кастильский трактата «О приснодевстве...». Являясь членом кафедрального капитула Толедо, архипресвитер подчёркивал роль Ильдефонса как святого покровителя города, но также сделал акцент на аскетизме и безупречном церковном служении Ильдефонса, противопоставив его церковным иерархам и духовенству своего времени. В XVI–XVII вв. в связи с Контрреформацией и борьбой Толедской кафедры за главенство в Испании почитание Ильдефонса как служителя Богоматери и как покровителя Толедо приобрело актуальность. Оно распространилось среди боровшихся с протестантизмом иезуитов, не только в Испании, но и в испанской Фландрии и в Латинской Америке. Утверждая католический культ Богоматери, иезуиты способствовали распространению трактата Ильдефонса «О приснодевстве...». После перенесения столицы Испании в Мадрид (1561 г.) значение Толедо изменилось, и положение города стало ухудшаться, первенство Толедской кафедры оспаривали архиепископы Браги и Сантьяго-де-Компостелы. Был опубликован ряд трудов, посвящённых историческому обоснованию примата Толедских архиепископов.

 



 
PR-CY.ru