ИЛЬДЕФОНС - Страница 17

В ряде рукописей «Чудес Марии», выполненных в традициях гондарской школы (XVII–XVIII вв.), сохранились миниатюры с изображением Богоматери, принимающей от Ильдефонса книгу и дарующей ему кафедру, а также облачение. Согласно повести «Завет милосердия» (версия II), Христос даровал спасение каждому, кто почитает Богоматерь, и Та велела Ильдефонсу записать это среди других Её чудес. В эфиопском синаксаре под 22 тахсаса (праздник Благовещения) значится память «Дэксьоса, епископа Тельтельи, которому Мария даровала небесное видение, потому что он написал рассказ о чуде Её Благовещения». Несмотря на наличие памяти Ильдефонса в мосарабских календарях, особые службы или отдельные молитвы и песнопения, посвящённые ему, в древних литургических памятниках испано-мосарабского обряда исследователи не встречают. Они отмечают, что литургическое почитание Ильдефонса начинается только в XIV в., после того как в 1302 г. празднование его памяти было объявлено обязательным для всей Толедской провинции (согласно XI канону провинциального Собора в Пеньяфьеле). Праздничное богослужение начиналось процессией с пением респонсория «Ecce sacerdos, Sancte Illefonse» («Вот священник, о святой Ильдефонс»). Затем совершалось богослужение по чину торжественной службы с шестью чтениями (четыре чтения на мессе, две на вечерне). Праздник имел октаву. В бревиариях римского обряда исследователи часто встречают рифмованную службу Ильдефонсу, которая включает тексты песнопений для первой вечерни (Super psalmos и Ad Magnificat), инвитаторий утрени (Ad Matutinum), антифоны и респонсории для ноктурн, песнопения для laudes (антифоны, Ad Benedictus, на третьем часе) и для второй вечерни (Ad Magnificat). Есть также отдельные гимны Ильдефонсу на вечерне: «Celsi confessoris festum venerandum nobis, ut est moris, adest celebrandum» («Наступает время праздновать возвышенного исповедника праздник, который, по обычаю, нам надлежит почитать»; семь четверостиший) и на ноктурнах «Laude devota hymnos decantemus» («С благоговейной хвалой да воспоём гимны»; шесть четверостиший). После обретения мощей Ильдефонса в Cаморе была составлена рифмованная служба ему, которая также включает тексты песнопений для первой вечерни (Super psalmos и Ad Magnificat), инвитаторий утрени (Ad Matutinum), антифоны и респонсории для ноктурн, песнопения для laudes (антифоны, Ad Benedictus) и для второй вечерни (Ad Magnificat). Эта служба совершалась только в Саморе. Исследователи отмечают, что в Саморском бревиарии есть и отдельные гимны для вечерни «Hic pater confessor, Sanctus Illefonsus» («Этот отец-исповедник, святой Ильдефонс»), для ноктурн «Pange, polis Zamorensis, tibi est a Deo datus» («Воспой, град Саморский, тебе Богом данного»), для laudes «Pande, pastor egregie» («Возвести, пастырь славный»), а также отдельные гимны на обретение мощей Ильдефонса – для вечерни «Ecce, quem Christi genetrix amavit» («Вот тот, кого возлюбила Рождшая Христа»), для ноктурн «Ecce, nunc tempus mediantis umbrae» («Вот полуночное время»), для laudes «Ecce, jam sidus rubefecit astrum» («Вот уже день обагрил звёзды»). В конце XV в. монах Альфонсо Ортис составил гимны для ноктурн «Christe, salus credentium» («Христе, спасение верующих»; четыре четверостишия) и для laudes «Gloriae decus, domine Ildefonse» («Краса славы, господин Ильдефонс»; шесть четверостиший).

 



 
PR-CY.ru