ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 11

Особенно подробному исследованию Гуго Сен-Викторский подвергает вопрос о Божественной воле. По его определению, воля Божья есть первая причина всех вещей, сама не имеющая причины, ведь её не приводит в действие никакая предшествующая причина, поскольку она вечна, и не утверждает никакая последующая причина, поскольку она справедлива сама по себе. Гуго Сен-Викторский проводит различие между «первичной, изначальной волей Божьей», которая едина и вечно есть в Боге (она называется также «благоволением Божьим», beneplacitum Dei), и четырьмя «способами Божественного волеизъявления» (signa divinae voluntatis): действием, попущением, предписанием и запретом. По его мнению, Божественная воля так соотносится с Божественным могуществом, что в Боге они едины во внутреннем расположении и действии (affectu et effectu), но различаются во внешнем отношении (respectu), т.е. вовне воля и могущество Божьи проявляют себя различно, поскольку Бог желает не всего того, что может, ведь Он может сделать и много того, чего не хочет. Три важнейших Божественных свойства – могущество, премудрость и любовь (potentia, sapientia, amor) – составляют также основу тринитарного учения Гуго Сен-Викторского, в котором он в целом следует за психологическими построениями Августина Блаженного: Отец – это Божественное Могущество, Сын – Премудрость, а Святой Дух – Любовь (или Благость) Отца и Сына, исходящая от Них Обоих. При этом все три атрибута мыслятся им в Боге в качестве не только существенных атрибутов, но и самостоятельных Божественных Лиц. В учении о творении Гуго Сен-Викторского также заметно сильное влияние мысли Августина Блаженного. Прежде всего, им проводится чёткое различие между творением (creare) и деланием (facere): первое – это создание чего-то из ничего, второе – соделание из какого-либо материала; Бог не только соделал мир, но и сотворил его, т.е. создал из ничего. Гуго Сен-Викторский полагает, что Бог в один и тот же первичный момент «начала времени» сотворил и материю видимых вещей, и природу невидимых ангельских духов. Сотворённая Богом мировая материя сначала не имела формы (materia informis), точнее, обладала «формой смешения» (forma confusionis), поскольку в ней было смешано всё множество мировых форм; затем из неё в течение шести дней Бог создал все имеющие форму материальные вещи. Однако всё многообразие мировых форм в качестве «первичных, невидимых и несотворённых причин» вечно содержалось в Божественном уме; по подобию этих нематериальных начал и были образованы все вещи. Гуго Сен-Викторский различает три способа существования вещей: вещи существуют в Божественном уме, в действительности (in actu, актуально) и в человеческом интеллекте; при этом то, что существует в действительности, есть лишь образ (imago) того, что существует в человеческом интеллекте, а то, что существует в человеческом интеллекте, в свою очередь, есть образ того, что существует в Божественном уме. В связи с этим он выстраивает следующую иерархию бытия в соответствии с близостью к Богу по природе: 1) невидимые и несотворённые формы вещей, содержащиеся в Божественном уме, 2) невидимая, но сотворённая ангельская природа, 3) сотворённая человеческая природа, в каком-то отношении видимая, в каком-то – невидимая, 4) телесные творения, целиком видимые и временны́е.

 



 
PR-CY.ru