ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 16

Доброделание – это путь, ведущий к вечной жизни, плод которой уже в этой жизни предвкушается через созерцание. В дальнейшем Гуго Сен-Викторский уточнил и развил ряд пунктов своего учения о духовном возрастании человека. Так, он различает три вида размышления: первое рождается от удивления перед величием творений Божьих, второе – от чтения Священных Писаний, третье – от наблюдения за своими и чужими нравами. Говоря о размышлении над творениями, Гуго Сен-Викторский указывает следующий 3-этапный порядок познания (ordo cognitionis), приводящий человека к познанию Бога Творца: сначала познаются телесные творения и явленные в них следы могущества, премудрости и благости Божьих; затем познание переходит от телесных к бестелесным разумным творениям – душам и ангелам, в которых запечатлён образ Божий; заканчивается оно познанием Бога, Творца тех и других творений. Гуго Сен-Викторский связывает с этим процессом познания так называемые «три дня невидимого Света», на которые разделяется течение внутренней духовной жизни человека: первый день – приобретение страха Божия, второй – познание истины Божьей, третий – стяжание любви к Богу; солнце первого дня – могущество Божье, второго – Его премудрость, третьего – Его благость. Особое внимание Гуго Сен-Викторский уделяет самопознанию: бессмертная человеческая душа, просвещённая Божественной Премудростью, должна познать саму себя (seipsum agnoscat) и взыскать своего Начала, а не увлекаться внешним миром. Познание самого себя – это путь истины, ведущий к познанию высшего Блага. В связи с этим Гуго Сен-Викторский развивает оригинальное учение о «трёх очах» человеческой души: оком плоти душа обозревает внешний мир и окружающие предметы; оком разума она взирает на саму себя и то, что в ней; наконец, оком созерцания она внутри себя видит Бога и то, что в Боге. При этом если первое око у человека, как правило, сохраняет свою остроту, то проницательность второго и третьего ока напрямую зависит от их чистоты и свободы человека от грехов и привязанностей к вещам материального мира. Трём «очам» соответствуют три «видения» (visiones) разумной души: обдумывание (cogitatio), размышление (meditatio) и созерцание (contemplatio). Обдумывание происходит тогда, когда ум обращается к преходящим вещам, воспринимая их образы или посредством чувств, или посредством воспоминания о них. Размышление – тщательный пересмотр результатов обдумывания, стремящийся проникнуть в сокрытое. Созерцание Гуго Сен-Викторский определяет как «живость мышления (vivacitas intelligentiae), которая, всем непосредственно обладая, постигает это ясным видением» и считает его последним этапом на пути к духовному совершенству. Созерцание бывает двух видов: первое – созерцание творений, оно свойственно начинающим; второе – непосредственное созерцание Творца, оно свойственно совершенным.

 



 
PR-CY.ru