ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 13

В других сочинении Гуго Сен-Викторский приводит три иные разновидности человеческой воли: разумная воля (voluntas rationis), милосердная (т.е. человеколюбивая) воля (voluntas pietatis) и плотская воля (voluntas carnis). Вслед за Ансельмом Кентерберийским (1033–1109 гг.) он учит, что Бог изначально вложил в человека два стремления, благодаря которым его природа может устремляться к своей конечной цели: стремление к праведному (appetitus justi) и стремление к полезному (appetitus commodi). Первое относится к воле и должно привести человека к благу, а второе – к природной необходимости и должно привести к славе и блаженству. Основываясь на учении Августина Блаженного, Гуго Сен-Викторский различает три состояния человеческой природы: до грехопадения (ante peccatum), в котором человек был сотворён Богом; после грехопадения (post peccatum), в котором человек оказался в результате первородного греха и наказания за грех; после воскресения из мёртвых (post resurrectionem), в котором человек целиком и полностью освободится как от греха, так и от наказания за грех и будет не просто восстановлен в первоначальное состояние, в котором был сотворён, но и возвышен в некое высшее состояние (supra id), для которого был сотворён, т.е. достигнет причастности Богу и блаженства. Исследователи также указывают на оригинальное учение Гуго Сен-Викторского о трёх раях: рае земном, в котором обитал первый Адам; рае верующих, который есть церковь святых и который основал Второй Адам, т.е. Христос, и рае небесном, который есть Царство Божье, вечная жизнь и земля живых, где обитает Бог. Гуго Сен-Викторский задолго до английского мыслителя Джона Мильтона (1608–1674 гг.) писал о том, что грех Адама был не просто меньше греха Евы, но и совершён только для того, чтобы Ева, с которой Адам был соединён любовью, не огорчилась из-за его отказа на её просьбу. Под первородным грехом (originale peccatum) в потомках Адама Гуго Сен-Викторский вслед за Августином Блаженным понимает природную испорченность, или порочность (corruptio sive vitium), которая приобретается человеком от самого рождения и проявляется в неведении духа и вожделении плоти (следствием этого является неизбежность смерти и греха). Гуго Сен-Викторский ставит совершённое Богом спасение мира (restauratio, восстановление) в один ряд с его созданием (conditio): «Есть два дела (Божьи), которые охватывают всё, что начало быть. Первое есть дело создания, второе – дело восстановления. Дело создания – это то, благодаря чему возникло то, чего не было; дело восстановления – это то, благодаря чему сделалось лучше то, что погибало. Другими словами, дело создания – это творение мира со всеми его элементами, а дело восстановления – это воплощение Слова со всеми Его таинствами». Вместе с тем он полагает, что Бог мог спасти людей и иным способом, помимо Воплощения, если бы этого захотел. Впрочем, немощной человеческой природе более подходило, чтобы Бог Сам стал человеком и, ради человека восприняв на Себя человеческую смертность, преобразил бы человека в Своё бессмертие и славу. Для спасения воплотился Бог Слово, единородный Сын Божий, ставший и Сыном Человеческим. Подобно Геннадию Марсельскому (вторая половина V в.) и преподобному Иоанну Дамаскину (вторая половина VII в.), Гуго Сен-Викторский объясняет это невозможностью перенесения несообщаемого имени Сына (incommunicabile nomen) на другие Лица Святой Троицы, чтобы в Ней не стало два Сына и не смешались бы ипостасные различия.

 



 
PR-CY.ru