ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 12

Согласно Гуго Сен-Викторскому, ангельская разумная природа была сотворена по подобию Божию и сначала находилась в своего рода бесформенном состоянии, обладая лишь «содержанием своей природы» (habitus naturae), но затем обрела актуальную форму благодаря любви и обращению к своему Творцу. Четыре важнейшие особенности ангельской природы: простая и нематериальная сущность, различие лиц, разум и способность мыслить, свободная власть склоняться своей волей и выбором к добру или злу. При этом ангелы с самого начала в зависимости от своих природных способностей, тонкости своей сущности и силы своего познания получили различия и степени, благодаря которым одни из них были назначены Богом на высшие, а другие – на низшие должности небесной иерархии, в которой Гуго Сен-Викторский, следуя «Ареопагитикам», усматривает девять чинов. Будучи созданы в равной степени благими, все ангелы разделились на два порядка в зависимости от обращения к Творцу или отвращения от Него: одни стали праведными, а другие – нечестивыми. Грех ангелов он видит в движении их воли сверх установленной для неё меры (extra mensuram), что в случае с дьяволом Гуго Сен-Викторский традиционно уточняет как проявление гордыни. Его учение о человеке основывается на идее иерархического устройства мироздания: весь мир был сотворён ради человека, а человек был сотворён ради причастия Богу как высшему Благу, благодаря Которому и он может стать блаженным. Гуго Сен-Викторский утверждает, что Бог сотворил человека из двух сущностных частей: тело образовал из земли как из материи, а душу без всякой материи сотворил из ничего. Человек изначально был создан для двух жизней – низшей и высшей; источником благ низшей жизни является природа, а высшей – благодать. Душа человека занимает некое срединное положение, имея вне себя материальный мир, а внутри себя – Бога. В вопросе о происхождении отдельных душ Гуго Сен-Викторский придерживается теории креацинизма, допуская, что каждый день Богом творятся новые души, однако при этом не появляется нового творения, поскольку они творятся по первообразу (форме), находящемуся в уже сотворённых ангельских духах. Касаясь вопроса о том, что человек был сотворён по образу и подобию Божию, Гуго Сен-Викторский разъясняет, что это относится только к душе, которая, по его словам, есть «высшая часть человека или, скорее, сам человек». Он усматривает различие между образом и подобием Божьим в том, что человек есть образ Божий согласно разуму (secundum rationem) и способности к познанию истины, а подобие – согласно любви (secundum dilectionem) и её силе. Помимо разума человек наделён свободной волей, или свободным выбором (liberum arbitrium), который есть «движение ума», или его «произвольное стремление». Следуя трихотомии апостола Павла (1 Кор. 2:14–3:4), Гуго Сен-Викторский различает в человеке три разновидности воли: плотскую, душевную и духовную. Плотская воля необузданно стремится к плотским наслаждениям; ей противоположна духовная воля, которая всецело стремится к духовным благам, так что порой даже отказывается от самого необходимого для тела. Наконец, посредине между двумя этими волями находится более умеренная душевная воля, которая не услаждается постыдными пороками, но и не стремится идти скорбным путём добродетелей.

 



 
PR-CY.ru