ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ - Страница 15

Гуго Сен-Викторский полагает, что во Христе было четыре воли: одна божественная воля и человеческая воля, которая понимается трояко, в зависимости от её направленности на различные объекты: разумная, милосердная и плотская воля. Кроме того, он учит, что Бог Слово воспринял человеческую природу без вины (natura sine culpa), т.е. без греха (sine peccato), поскольку в самом зачатии она была очищена от греха действием Святого Духа или благодатью Бога Слова, с Которым она соединилась. Несмотря на безгрешность человеческой природы Христа, Он по Своей воле воспринял наказание за грех (poena peccati), т.е. подверженность страданиям, или смертность, чтобы освободить людей от этого. Соединившиеся природы Христа не просто сохранили свои особые свойства, но пришли в такое тесное взаимопроникновение и взаимодействие, что его человеческая природа обогатилась многими божественными свойствами. Сотериологическое учение Гуго Сен-Викторского примечательно тем, что, подобно греческим св. отцам, он рассматривает спасение как обожение людей во Христе: «Когда Бог начал быть человеком, человек начал быть Богом... Как Бог, когда начал быть человеком, воспринял то, что было свойственно человеку, так и человек, когда начал быть Богом, получил то, что было свойственно Богу». От обожения неотделимо усыновление людей Богу: «Сын Божий стал Сыном Человеческим, чтобы сынов человеческих сделать сынами Божьими». С другой стороны, следуя Ансельму Кентерберийскому, Гуго Сен-Викторский продолжает и развивает учение об искуплении в традиционном католическом аспекте: для того чтобы Бог мог сражаться за человека с дьяволом, человеку сначала следовало примириться с Богом, Которого он оскорбил, нарушив Его заповедь и послушавшись дьявола, а для этого ему следовало принести должное удовлетворение Богу за оскорбление и искупить свою вину, чего сам он, будучи грешным и осуждённым, сделать не мог. Поэтому Бог даром дал человеку то, что он мог бы воздать Богу за свой долг, – Христа, безгрешного Человека, Который был больше чем человек (homo major homine) и Который Своим рождением разрешил долг человека перед Богом Отцом, а Своей смертью искупил вину человека. Так Христос стал Посредником (mediator), примирившим в Себе Бога и человечество. Вместе с тем Христос победил дьявола, обманным путём подчинившего себе человека; сойдя в ад, Он разрушил врата смерти и освободил пленённых людей от господства дьявола. Обращаясь к своим ученикам на страницах «Didascalicon», Гуго Сен-Викторский приводит пять ступеней восхождения человека к будущему совершенству: чтение, или научение, размышление, молитва, делание и созерцание. Чтение даёт понимание и знание того, как действовать; это – начало добра. Размышление даёт совет, как исполнить то, что познано как должное. Молитва обращается за помощью к Богу, без Которого невозможно совершить ничего доброго, чтобы Его благодатью, сначала просвещающей человека, а затем направляющей его по праведному пути, человек воплотил добрые намерения своей воли в добрые поступки, т.е. достиг делания, которое осуществляется совместно человеком и Богом.

 



 
PR-CY.ru