ГОМИЛЕТИКА - Страница 28

Автор анализирует процесс зарождения и развития проповеди в душе пастыря, рассматривает влияние пастырского слова на души слушателей. Учебник состоит из вводной, теоретической и практической частей, приложения. Труд протоиерея А. Ветелева является основным гомилетическим руководством в высших духовных школах Русской православной церкви. Для средних учебных заведений (семинарий) этим же автором был подготовлен краткий «Конспект по гомилетике» (1958 г.), включающий учение о формах, содержании, видах составления и произнесения проповеди. Значительный вклад в развитие современной православной гомилетики внёс профессор Софийской духовной академии Тодор Тодоров (Болгарская православная церковь). В его обширном труде «Омилетика» (1950 г.), состоящем из двух частей, с большой обстоятельностью и подробностью разобраны вопросы, относящиеся к теории и истории церковной проповеди. В 12 отделах первой части последовательно излагается учение о личности проповедника; содержании проповедей, об источниках и пособиях; о духе церковной проповеди, её формах, видах в зависимости от пастырских задач и жизненных обстоятельств; о языке и стиле, подготовке и произнесении проповеди; об организации проповеднической деятельности в церкви; о руководстве и контроле за ней со стороны церковной власти, о благовестии вне храма. Вторая часть посвящена истории гомилетики. «Руководство по гомилетике» епископа Аверкия (Таушева) представляет собой конспективно изложенный курс лекций, прочитанных автором в 1951–1959 гг. в Свято-Троицкой духовной семинарии при Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (США). В основу лекций положено сочинение В.Ф. Певницкого. В 1999 г. вышел в свет труд «Гомилетика. Теория церковной проповеди» епископа (ныне архиепископ) Полоцкого и Глубокского Феодосия (Бильченко). Данный труд рекомендован Учебным комитетом при Священном Синоде РПЦ в качестве учебного пособия для православных учебных заведений. Сочинение содержит обширное введение, которое состоит из глав, посвящённых научным основам гомилетики, её библейским истокам, а также истории гомилетической науки. Основная его часть (четыре раздела) отведена теории церковной проповеди. В первом разделе раскрывается учение о проповедниках слова Божьего, во втором – учение о церковной проповеди, в третьем разбираются вопросы общей методологии пастырской проповеди, где излагается учение о формах церковной проповеди и подробно рассматривается сам процесс приготовления проповеди. Четвёртый раздел посвящён частной методологии церковной проповеди с рассмотрением таких её видов, как экзегетическая, катехизическая, догматическая, нравоучительная, апологетическая, миссионерская проповедь (данный труд является магистерской диссертацией архиепископа Феодосия, автор удостоен степени магистра богословия). Особую отрасль в гомилетической науке составляет история церковной проповеди. Фундаментальными трудами в этой области являются «История первобытной христианской проповеди: (до IV в.)» Барсова; курс лекций по истории христианской проповеди (с I по X в.) профессора Московской духовной академии игумена Марка (Лозинского) (Загорск, 1970–1971 гг.); «История русской церковной проповеди в биографиях и образцах пастырей-проповедников с 1/2 IX–XIX вв.» преподавателя Киевской духовной семинарии протоиерея М.А. Поторжинского; «Очерк истории русской церковной проповеди» преподавателя Одесской духовной семинарии Н.В. Катаева; «История русской проповеди» А.И. Разумихина; «История русского проповедничества от XVII в. до настоящего времени» преподавателя Тульской духовной семинарии П. Заведеева (1918/1919 г.); «Из истории христианской проповеди: Очерки и исследования» Антония (Вадковского), архиепископа Финляндского и Выборгского.

 



 
PR-CY.ru