ГОМИЛЕТИКА - Страница 23

Вера в сверхъестественное стала считаться предрассудком, а проповедь преследовала практические, земные цели. Утилитаризм утвердился в протестантской гомилетике. В XIX в. на Западе вновь превалируют логические и риторические начала в теории проповедничества. Согласно этому направлению, философские по содержанию проповеди должны были иметь изысканную художественную форму. В результате в первые десятилетия века гомилетика вновь лишилась самостоятельности, подпав под влияние светских наук. Самостоятельность гомилетика как богословская наука обрела в связи с развитием системы практического богословия. Большую роль в становлении этой системы сыграли идеи Ф.Д.Э. Шлейермахера и его последователей. Вместо известного в то время наименования «пастырское богословие» Шлейермахер назвал практическую область богословия её собственным именем («практическое богословие») и чётко очертил границы практических дисциплин. Среди этих дисциплин теории проповедничества было уделено особое внимание, и с тех пор она прочно заняла место в системе наук практического богословия. Шлейермахер и его последователи противопоставили риторико-телеологическим воззрениям на проповедь католических гомилетов учение о богослужебно-сакраментальной природе проповеди. Согласно этому учению, проповедь есть, прежде всего, богослужебный акт и имеет священную природу, поскольку является плодом действия в человеке божественных сил. Несмотря на всё многообразие мнений, столь характерных для протестантской науки, этот взгляд на сущность проповеди является основополагающим в протестантской гомилетике. В дальнейшем гомилетика в протестантизме разрабатывали Р.Р. Кеммерер в «Preaching for the Church» («Проповедь в Церкви», 1959 г.), К. Барт в «Homiletik» («Гомилетика», 1966 г.), Х.Р. Мюллер-Швефе в «Homiletik» («Гомилетика», 3 т., 1967–1973 гг.), Р. Борен в «Predigtlehre» («Теория проповеди», 1971 г.), Э. Хирш в «Predigtfibel» («Букварь проповеди», 1964 г.) и др. Пока в протестантансткой среде рационализм и утилитаризм вели непримиримую борьбу с пиетизмом за влияние на теорию и практику проповедничества, в католических странах гомилеты следовали традициям схоластики, за редким исключением – учению Аврелия Августина. Во Франции проповедь достигла значительных успехов в XVII–XVIII вв. в творчестве Ж.Б. Массильона, Ж.Б. Боссюэ, Л. Бурдалу. Католические гомилетические разработки в Новейшее время осуществляли в Германии Й.А. Юнгсман, Б. Каспар, А. Грабнер-Хайдер, В. Шурр, Ф. Шуберт. В 1982 г. Г. Шуэп издал «Handbuch zur Predigt» («Руководство по проповеди»), где им была написана большая часть глав. Господствующими на Западе являются два воззрения на христианскую проповедь: риторико-телеологическое (католицизм) и богослужебно-сакраментальное (протестантизм). Эти воззрения отражают вероисповедные особенности и представляют собой частные пункты в системах католического и протестантского богословия. Критический анализ риторико-телеологического воззрения на проповедь выявляет его односторонность. В деле проповедничества, безусловно, большое значение имеют способности и подготовка проповедника, но церковное слово не может быть риторическим произведением, и способности к устному творчеству не являются решающими в деле благовестия Христова, поскольку сущность христианской проповеди состоит «не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы» (1 Кор. 2:4).

 



 
PR-CY.ru