ГОМИЛЕТИКА - Страница 27

Не оставляет без внимания профессор Н.К. Никольский и самих слушателей, указывает на утрату церковного мировоззрения образованной частью русского общества, анализирует причины этого явления. Автор приходит к выводу о развитии антицерковных тенденций в жизни русского общества: «Церковь будет иметь дело не с пороками отдельных лиц, а с правилами, с нормами жизни целых слоёв, воспитанных смолоду в этих правилах, иногда совсем антицерковных и нехристианских». Таким образом, «Лекции...» профессора Н.К. Никольского посвящены не столько гомилетическим вопросам, сколько религиозно-нравственным проблемам современного автору общества. Широтой охвата видов проповеднической деятельности отличается труд священника Александра Юрьевского «Гомилетика, или Наука о пастырском проповедании слова Божия». Он состоит из обширного введения и четырёх частей: проповедь педагогическая, проповедь церковно-богослужебная, проповедь внебогослужебная, проповедь миссионерская. По мнению исследователей, труд учёного-гомилета профессора Киевской духовной академии Василия Фёдоровича Певницкого (1832–1911 гг.) «Церковное красноречие и его основные законы» занимает особенное место в отечественной науке о проповеди. В нём изложена его гомилетическая система, свободная от всего, что хотя бы отдаленно могло напоминать предписания схоластической риторики. Основу теории составляют вопросы о внутренней идее церковной проповеди, её содержании, характере и методах проповедничества. В соответствии с этим весь материал распределяется по следующим отделам: 1) церковное красноречие и его основные законы, 2) о содержании проповедей, 3) о характере проповедей, 4) о приготовлении проповедей. В данной теории нет учения о формальной стороне проповеди. Исследователи считают, что своеобразием содержания и построения отличается сочинение преподавателя Екатеринославской духовной семинарии Ивана Павловича Триодина «Принципы красноречия и проповедничества» (Екатеринослав, 1915 г.). В первой части сочинения автор подвергает критике возражение Канта против красноречия, затем освещает вопросы, связанные с личностью проповедника, его проповедническим «стилем и действованием». Вторая часть разделена на главы: «О сущности проповеди», «Богослужение и жизнь как источники проповеднической производительности», «Различные виды проповеди со стороны ее содержания». В первой главе второй части излагается учение Шлейермахера о сущности проповеди и критика этого учения. В сочинении «Теория православно-христианской пастырской проповеди» преподавателя Курской духовной семинарии Г. Булгакова в форме очерка представлен систематический курс гомилетики. В небольшом по объёму труде довольно обстоятельно освещены вопросы онтологии, этики, общей и частной методологии пастырской проповеди. Особенный интерес для проповедников представляет «Курс академических лекций по теории и практике церковно-православного проповедничества» профессора Московской духовной академии протоиерея Александра Ветелева (1949 г.). В «Настольной книге священнослужителя» (М., 1986. Т. 5.) этот труд назван «подведением итогов почти двухвековых исканий русской гомилетики». Содержание курса определяется гомилетической системой протоиерея Александра, согласно которой дело проповедничества состоит из трёх слагаемых: проповедника, создающего проповедь, самой проповеди и паствы, воспринимающей слова проповедника.

 



 
PR-CY.ru