ГОМИЛЕТИКА - Страница 24

Ни искусство речи, ни риторические знания не составляют существа проповеди. Христос послал на проповедь не мудрецов и ораторов, не книжников и фарисеев, а простых рыбаков, у которых не было лукавства (Ин 1:47). К тому же цель риторики – убедить путём внешних приемов и способов (телеологичность) – не совпадает с целью церковной проповеди. Ради намеченной цели в христианстве не допускается какого-либо давления на личность человека: евангельское учение предполагает свободный выбор человеком жизненных ценностей («Если кто хочет идти за Мною...» – Мф. 16:24). Что касается богослужебно-сакраментальной природы проповеди, то, согласно церковному учению, сила Божья, особые благодатные дарования подаются в таинствах церкви, важнейшее из которых (таинство Евхаристии) служит средоточием богослужения. Проповедь не сообщает непосредственно таких даров и поэтому не может быть признана одноприродной с таинством и богослужением. Если же проповедь с апостольских времён была связана с литургией, то причина этому в необходимости разъяснения слова Божьего, читаемого за богослужением, а не в священно-благодатном характере проповеди. К тому же проповедь не всегда бывает связана с богослужением. Многие проповеди Христа, св. апостолов и их последователей произносились вне богослужебных собраний. В России до XVII в. не было специальных трудов, посвящённых вопросам церковной проповеди. Руководственные наставления относительно этого рода пастырской деятельности вначале черпались православными пастырями из Священного Писания и из тех творений отцов церкви, которые имелись в славянском переводе (Иоанна Златоуста, Иеронима Стридонского, Амвросия Медиоланского, Григория Двоеслова). Затем образцами для подражания стали проповеди таких русских проповедников, как митрополит Киевский Иларион, епископ Туровский Кирилл, епископ Владимирский Серапион, творения которых явились для современников своеобразной практической гомилетикой. О значении их проповеднических трудов для гомилетической науки профессор Яков Космич Амфитеатров (1802–1846 гг.) писал: «Все области проповеднических истин более или менее раскрыты нашими отечественными проповедниками и имеют свои образцы. В проповедях изъяснены обязанности пастыря-проповедника, указана подлинная цель наставления церковного, определены даже различные роды и формы поучений; в проповедях же и предисловиях самих проповедников изложены дух, сущность метода и слог церковного красноречия, и изложены весьма точно». Первым опытом изложения правил церковного проповедничества в России был труд ректора Киево-Могилянской коллегии архимандрита Иоанникия (Галятовского) «Наука, альбо способ зложеня казаня». Это пособие было издано в 1665 г. в качестве приложения к сборнику проповедей автора, озаглавленному «Ключ разумения». Предмет «Науки» довольно узок: он ограничивается лишь указанием способов составления проповедей. Труд архимандрита Иоанникия написан под влиянием средневековых риторических руководств: автор большое значение придаёт форме проповеди. Однако схоластические установки западных риторик оказались непригодными для русской проповеди. Первым преобразователем в этой области стал архиепископ Новгородский и Псковский Феофан (Прокопович). Его мысли о проповедничестве изложены в «Риторике», написанной в период преподавания им риторики в Киевской духовной академии; в «Духовном регламенте» (1720 г.); в его богословских сочинениях.

 



 
PR-CY.ru