ГОМИЛЕТИКА - Страница 25

Архиепископ Феофан отверг схоластическое направление в проповеди, оказывавшее влияние на православную проповедь Юго-Западной Руси, и предложил свою теорию церковного слова. В «Духовном регламенте», составленном по поручению императора Петра Великого, гл. «О проповедниках слова Божия» содержит правила, которые не потеряли значения для проповеднической деятельности пастырей и в наши дни: 1) проповедниками слова Божия могут быть только лица, вполне изучившие книги Священное Писания; 2) предметом пастырской проповеди, всецело основанной на Священном Писании, должно служить увещание к покаянию, исправлению образа жизни; 3) при обличении известных пороков проповедник не должен касаться личностей, за исключением лиц, осуждённых церковью всенародно; 4) в проповедях церковный учитель не должен выступать в качестве мстителя за нанесённые ему оскорбления, с чьей бы то ни было стороны; 5) говорить о грехах людских «властительски» проповеднику, в особенности молодому, не вполне прилично. Не следует говорить: не имеете страха Божия, нет у вас любви к ближнему; но обращаться к слушателям нужно в первом лице мн. ч.: не имеем страха Божия, нет у нас любви к ближнему; 6) для более успешного прохождения проповеднического служения священник должен прилежно читать творения Иоанна Златоуста; 7) при виде добрых плодов своей проповеди пастырь не должен хвалиться и надмеваться, равно как при отсутствии их не должен приходить в гнев и впадать в уныние; 8) неблагоразумно со стороны проповедника позволять себе на церковной кафедре гордые и надменные телодвижения; 9) не дозволительны проповеднику на церковной кафедре неприличные и неблагопристойные жесты и телодвижения, а также слёзы и смех; 10) находясь в обществе, проповедник не должен заводить речь о своих проповедях, напротив, если даже кто-либо начал бы хвалить в его присутствии произнесенную им проповедь, он должен всячески стараться отклонить разговор к другому предмету. Вопрос о предметах пастырской проповеди освещён архиепископом Феофаном в сочинении «Вещи и дела, о которых духовный учитель народу христианскому проповедати должен иная общая всем, а иная некиим собственная», составленном в 1726 г. в дополнение к статье «Духовного регламента» о проповедниках. Относительно внешней стороны и построения проповеди архиепископ Феофан придерживался общих правил красноречия. В 1776 г. было издано сочинение «О должностях пресвитеров приходских», составленное по поручению Святейшего Синода архиепископом Могилёвским Георгием (Конисским) и епископом Смоленским Парфением (Сопоковским). Как видно из заглавия, книга посвящена не только вопросам проповедничества, но и пастырским обязанностям вообще. Однако пастырскому учительству здесь уделено особенное внимание, как «первой обязанности священнической». Гл. «О учении прихожан» разделена на две части: первая посвящена наставлениям, как учить прихожан словом, вторя – как учить делом, ибо «научаяй добродетели, если сам её не творит, веры слову своему у слушателей не заслуживает». В 1793 г. Михаилом Михайловичем Сперанским (1772–1839 гг.) были составлены «Правила высшего красноречия», которые только в 1844 г. были изданы профессором Санкт-Петербургской духовной академии Иродионом Яколвевичем Ветринским (1787–1849 гг.).

 



 
PR-CY.ru