ГОМИЛЕТИКА - Страница 22

Искусство проповедовать, по Рейхлину, есть способность привлекать людей к добродетелям и созерцанию Божественного через изучение Священного Писания. В отношении же построения проповеди И. Рейхлин в точности следует правилам классической риторики. Эразм Роттердамский в сочинении «Ecclesiastes, sive concionator evangelicus» («Экклезиаст, или Евангельский проповедник, 1535 г.) пишет о высоте призвания проповедника, его обязанностях и нравственных качествах. Сочинение содержит учение о форме проповеди и её построении, о материи проповеди, об использовании Священного Писания и других источников. Эти сочинения способствовали восстановлению нормального вида и характера церковной проповеди, но вместе с тем повлияли на то, что из двух направлений гомилетики, развивавшихся параллельно, профетического (вдохновенного) и риторического, утвердилось второе: гомилетика стала восприниматься как церковная риторика. Реформу проповеди на Западе провёл Мартин Лютер, попытавшийся возвратить её к библейскому содержанию, а также к простоте и безыскусственности речи. Всё явственнее стало осознаваться, что светская риторика и теория проповеди – самостоятельные науки с различными принципиальными положениями и задачами. Вслед за этим теория церковной проповеди постепенно возвышается до степени богословской науки, которая своим предметом имеет церковную речь, обладающую особым духом, характером и содержанием. Такое понимание теории церковной проповеди привело к появлению нового наименования науки: она стала называться «гомилетикой» (вошло в употребление в 1650 г., после выхода в свет книги W. Leyser «Cursus homileticus»). Это наименование подчёркивало её полную независимость от риторики и отражало новый принципиальный подход к проповедничеству. В дальнейшем, когда теория проповеди на Западе вновь теряла независимость и подпадала под влияние риторических и логических шаблонов, исчезало, заменяясь каким-либо новым, и само наименование «гомилетика». Множество толков в протестантизме породило «легионы Гомилетик», отражающих разнообразные подходы к делу проповедничества. Схоластический подход к проповеди был потеснён. Внимание сосредоточивалось на предметах христианской веры, которые излагались общедоступно, с библейской простотой. Такому подходу к делу проповедничества содействовал пиетизм, который стал овладевать общественным сознанием. Однако уже в середине XVIII в. под влиянием господствовавших философских идей появляется новое направление в проповедничестве. Эта теория предъявляла к проповеди строгие методические и логические требования и породила в проповедничестве крайний рационализм. Против крайностей философского направления в проповеди выступил лютеранский проповедник и гомилет И.Л. Мосгейм. В сочинении «Anweisung erbaulich zu predigen» («Совет к тому, как назидательно проповедовать», 1763 г.) он разграничил области философии и богословия, проводя мысль о том, что главным в проповеди является назидание народа посредством разбора и изъяснения Священного Писания, а не изложение какой-либо философской теории. Но, несмотря на протесты гомилетов, подобных Мосгейму, рационалистические веяния в гомилетике под влиянием идей Просвещения усилились.

 



 
PR-CY.ru