ГОГОЛЬ Николай Васильевич - Страница 5

В Киев приглашали и Максимовича. Гоголь думал основаться вместе с ним в Киеве, желал зазвать туда и Погодина. В Киеве ему представлялись, наконец, русские Афины, где сам он думал написать нечто небывалое по всеобщей истории, а вместе с тем изучать малороссийскую старину. К его огорчению, оказалось, что кафедра истории была отдана другому лицу. Но зато вскоре ему была предложена такая же кафедра в Петербургском университете, благодаря влиянию его высоких литературных друзей. Он действительно занял эту кафедру: раз или два ему удалось прочесть эффектную лекцию, но затем задача оказалась ему не по силам, и он сам в 1835 г. отказался от профессуры. Это была, конечно, большая самонадеянность. Но его вина была не так велика, если вспомнить, что планы Гоголя не казались странными ни его друзьям (в числе которых были Погодин и Максимович, сами профессора), ни министерству просвещения, которое сочло возможным дать профессуру молодому человеку, кончившему с грехом пополам курс гимназии; так невысок был ещё весь уровень тогдашней университетской науки. В 1832 г. его работы несколько приостановились из-за всяких домашних и личных хлопот. Но уже в 1833 г. он снова усиленно работает, и результатом этих годов были два упомянутые сборника. Сначала вышли «Арабески» (две части, СПб., 1835 г.), где было помещено несколько статей научно-популярного содержания по истории и искусству («Скульптура, живопись и музыка»; несколько слов о Пушкине; об архитектуре; о картине Брюллова; о преподавании всеобщей истории; взгляд на состояние Малороссии; о малороссийских песнях и пр.), но вместе с тем и новые повести: «Портрет», «Невский проспект» и «Записки сумасшедшего». В том же году вышел «Миргород. Повести, служащие продолжением “Вечеров на хуторе близ Диканьки"» (две части, СПб., 1835 г.). Здесь был помещён целый ряд произведений, в которых раскрывались новые поразительные черты таланта Гоголя. В первой части «Миргорода» появились «Старосветские помещики» и «Тарас Бульба», во второй – «Вий» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». «Тарас Бульба» появился здесь в первом очерке, который был гораздо шире разработан Гоголем впоследствии (1842 г.). К этим первым 1830 гг. относятся замыслы и некоторых других произведений Гоголя: знаменитая «Шинель», «Коляска», может быть, «Портрет» в его переделанной редакции. Эти произведения появились в «Современнике» Пушкина (1836 г.) и Плетнёва (1842 г.); к более позднему пребыванию в Италии относится «Рим» в «Москвитянине» Погодина (1842 г.). К 1834 г. исследователи относят и первый замысел «Ревизора». Сохранившиеся рукописи Гоголя указывают, что он работал над своими произведениями чрезвычайно тщательно: по тому, что уцелело из этих рукописей, видно, как произведение, в его известной нам, законченной форме, вырастало постепенно из первоначального очерка, всё больше осложняясь подробностями и достигая, наконец, той удивительной художественной полноты и жизненности, с какими мы знаем их после завершения процесса, тянувшегося иногда целые годы. Известно, что основной сюжет «Ревизора» (как и сюжет «Мёртвых душ) был сообщён Гоголю Пушкиным, но понятно, что в том и другом случае всё создание, начиная от плана и до последних частностей, было плодом собственного творчества Гоголя: анекдот, который мог быть рассказан в нескольких строках, превращался в богатое художественное произведение.

 



 
PR-CY.ru