ГОГОЛЬ Николай Васильевич - Страница 6

«Ревизор», кажется, в особенности вызвал у Гоголя эту бесконечную работу определения плана и деталей исполнения. Существует целый ряд набросков, в целом и частями, и первая печатная форма комедии явилась в 1836 г. Старая страсть к театру овладела Гоголем в чрезвычайной степени: комедия не выходила у него из головы. Его томительно увлекала мысль стать лицом к лицу с обществом. Он с величайшей заботой старался, чтобы пьеса была исполнена вполне согласно с его собственной идеей о характерах и действии. Постановка встречала разнообразные препятствия, в том числе цензурные, и, наконец, могла осуществиться только по воле императора Николая I. «Ревизор» произвёл необычайное действие: ничего подобного русская сцена не видела. Действительность русской жизни была передана с такой силой и правдой, что хотя, как говорил сам Гоголь, дело шло только о шести провинциальных чиновниках, оказавшихся плутами, на него восстало всё то общество, которое почувствовало, что дело идёт о целом принципе, о целом порядке жизни, в котором и само оно пребывает. Но, с другой стороны, комедия была встречена с величайшим энтузиазмом теми лучшими элементами общества, которые сознавали существование этих недостатков и необходимость обличения, и в особенности молодым литературным поколением, которое увидело здесь ещё раз, как в прежних произведениях любимого писателя, целое откровение, новый, возникающий период русского художества и русской общественности. Это впечатление было, вероятно, не вполне понятно Гоголю: он не задавался ещё столь широкими общественными стремлениями или надеждами, как его молодые почитатели. Он стоял вполне на точке зрения своих друзей Пушкинского круга, хотел только больше честности и правды в данном порядке вещей, и потому-то его особенно поразили те вопли осуждения, которые поднялись против него. Впоследствии, в «Театральном разъезде после представления новой комедии», он, с одной стороны, передал то впечатление, какое произвёл «Ревизор» в различных слоях общества, а с другой – высказал свои собственные мысли о великом значении театра и художественной правды. Первые драматические планы явились у Гоголя ещё раньше «Ревизора». В 1833 г. он был поглощён комедией «Владимир третьей степени». Она не была им закончена, но её материал послужил для нескольких драматических эпизодов: «Утро делового человека», «Тяжба», «Лакейская» и «Отрывок». Первая из этих пьес появилась в «Современнике» Пушкина (1836 г.), остальные – в первом собрании его сочинений (1842 г.). В том же собрании появились в первый раз «Женитьба», первые наброски которой относятся к тому же 1833 г., и «Игроки», задуманные в половине 1830 гг. Утомлённый усиленными работами последних лет и нравственными тревогами, каких стоил ему «Ревизор», Гоголь решил отдохнуть вдали от этой толпы общества, под другим небом. В июне 1836 г. он уехал за границу, где пробыл потом, с перерывами приездов в Россию, в течение многих лет. Пребывание в «прекрасном далеке» на первый раз укрепило и успокоило его, дало ему возможность завершить «Мёртвые души», но стало зародышем и глубоко фатальных явлений. Разобщение с жизнью, усиленное удаление в самого себя, экзальтация религиозного чувства повели к пиэтистическому преувеличению, которое закончилось его последней книгой, ставшей как бы отрицанием его собственного художественного дела.

 



 
PR-CY.ru