ГОГОЛЬ Николай Васильевич - Страница 10

Нельзя было проще и сильнее указать ту глубокую основу реализма, которая лежала в его таланте, но великое свойство его дарования заключалось и в том, что эти черты действительности он возводил «в перл создания». И изображённые им лица не были повторением действительности: они были целыми художественными типами, в которых была глубоко понята человеческая природа. Его герои, как редко у кого-либо другого из русских писателей, становились нарицательными именами, и до него в нашей литературе не было примера, чтобы в самом скромном человеческом существовании была открываема так поразительно внутренняя жизнь. Другая личная черта Н.В. Гоголя заключалась в том, что с самых ранних лет, с первых проблесков молодого сознания, его волновали возвышенные стремления, желание послужить обществу чем-то высоким и благотворным. С ранних лет ему было ненавистно ограниченное самодовольство, лишённое внутреннего содержания, и эта черта сказалась потом, в 1830 гг., сознательным желанием обличать общественные язвы и испорченность, и она же развилась в высокое представление о значении искусства, стоящего над толпой как высшее просветление идеала... Но Н.В. Гоголь был человеком своего времени и общества. Из школы он вынес немного. Не мудрено, что у юноши не было определённого образа мыслей, но для этого не было задатка и в его дальнейшем образовании. Его мнения о коренных вопросах нравственности и общественной жизни оставались и теперь патриархально-простодушными. В нём созревал могущественный талант, – его чувство и наблюдательность глубоко проникали в жизненные явления, – но его мысль не останавливалась на причинах этих явлений. Гоголь рано был исполнен великодушного и благородного стремления к человеческому благу, сочувствия к человеческому страданию. Он находил для их выражения возвышенный, поэтический язык, глубокий юмор и потрясающие картины, но эти стремления оставались на степени чувства, художественного проницания, идеальной отвлеченности – в том смысле, что при всей их силе Гоголь не переводил их в практическую мысль улучшения общественного, и когда стали указывать ему иную точку зрения, он уже не мог понять её. Все коренные представления Гоголя о жизни и литературе были представлениями Пушкинского круга. Гоголь вступал в него юношей, а лица этого круга были уже люди зрелого развития, более обширного образования, значительного положения в обществе. Пушкин и Жуковский – на верху своей поэтической славы. Старые предания «Арзамаса» развились в культ отвлечённого художества, которое приводило, в конце концов, к удалению от вопросов действительной жизни, с которым естественно сливался консервативный взгляд в предметах общественных. Кружок преклонялся перед именем Карамзина, увлекался славой России, верил в её будущее величие, не имел сомнений относительно настоящего и, негодуя на недостатки, которых нельзя было не видеть, приписывал их только недостатку в людях добродетели, неисполнению законов. К концу 1830 гг., ещё при жизни Пушкина, начался поворот, показывавший, что его школа перестала удовлетворять возникавшим новым стремлениям общества. Позднее кружок всё больше уединялся от новых направлений и враждовал с ними. По его идеям литература должна была витать в возвышенных областях, чуждаться прозы жизни, стоять «выше» общественного шума и борьбы, а это условие могло только сделать её поприще односторонним и не очень широким... Однако художественное чувство кружка было сильным и оценило своеобразный талант Гоголя; кружок приложил заботы и об его личных делах...

 



 
PR-CY.ru