ГЛИПТИКА - Страница 7

Искусство глиптики в Западной Европе вновь стало актуальным и востребованным в эпоху Ренессанса вместе с появлением интереса к Античности. Производство гемм по объёму исследователи сравнивают с античным: создаётся огромное количество камей с портретами правящих персон, с античными сюжетами, с сюжетами из христианской истории. При дворах светских и духовных сеньоров, в среде знати и патрицианства были популярными сосуды (чаши, кубки, вазы) из агата, горного хрусталя, яшмы в отделке драгоценными материалами (золото, эмали), статуэтки. Родоначальниками новейшей глиптики исследователи считают итальянцев Витторио Пизано (1368–1448 гг.), Франческо Лаурану (около 1430 – 1502 гг.). Крупнейшими её представителями в XVI в. были: П. М. да Пешиа (1513–1521 гг.), Маттео дель Нассаро (ум. в 1547 г.), Джованни Бернарди ди Кастель-Болонезе (1495–1555 гг.), В. Белли (1468–1546 гг.), Якопо да Треццо (около 1514 – 1589 гг.), миланские мастера Алессандро (около 1576 – 1612 гг.), Антонио Маснаго и др., во Франции – Ж. де Фонтене, по прозванию Кольдоре (работал в 1570–1580 гг.). Произведения глиптики, появившиеся в XVII в., во многом уступали по художественному исполнению изделиям XVI и XVIII вв. Центром производства предметов по-прежнему оставалась Италия. Крупными мастерами-резчиками XVII в. были англичане Т. Роулинс (портрет Карла I, около 1659 г., Государственный Эрмитаж), Т. Саймон (портреты Оливера Кромвеля, 1658–1659 гг., Государственный Эрмитаж). Во второй трети XVIII в. в европейском обществе появилась мода (отчасти в связи с новым увлечением Античностью) на камеи, которая продолжалась до середины XIX в. Покровительство камнерезному искусству оказывала фаворитка французского короля Людовика XV – маркиза Помпадур, сама занимавшаяся резьбой, геммы собирали английский король Георг III, прусский король Фридрих II, австрийская императрица Мария Терезия. В эпоху неоклассицизма и ампира возродилось увлечение камеями, подражавшими римским образцам (многочисленные геммы с портретами Наполеона). Главным центром собирательства и источником коллекций античных гемм оставался Рим – предметы глиптики вывозились из Италии в качестве сувениров и стали обязательными в любой коллекции. Популярными в XVIII в. были копии с древних камей, воспроизведения знаменитых античных статуй, картин художников Возрождения, портретов монархов, знатных особ, пасторальных, мифологических сценок. На вторую половину XVIII в. приходится высший расцвет глиптики, особенно во Франции, в Англии, в Италии и отчасти в Германии.

 



 
PR-CY.ru