ГЛИПТИКА - Страница 5

Ряд произведений подписан, что облегчает исследователям их датировку (потир и патена с надписью паракимомена Василия, середина X в., халцедоновый кубок патрикия и логофета Сисиния, 962–963 гг., фигурный сосуд императора Романа, середина X в.). Декоративные мотивы, элементы отделки нередко носят следы восточного влияния (сасанидского, впоследствии иранского). Такие предметы в письменных источниках часто упоминаются в качестве императорских даров или возвращённых трофеев. Значительно реже в Византии встречаются распространённые в раннехристианское время камни с врезанными монограммами и христианскими символами, каменные печати почти не применялись (их вытеснили золотые и свинцовые хрисовулы и моливдовулы). Функцию камей в византийском мире исследователи до сих пор не прояснили. Они полагают, что именно от византийских (не сохранились) произошли позднейшие русские панагии. Нередко византийские камеи включались в убранство предметов различного предназначения: у св. Антония Новгородского сообщается о камее с ликом Христа, вставленной в декоративное блюдо. Крупные (больше 5 см) экземпляры камей крайне редкие, большинство – диаметром или высотой от 3 до 5 см или меньше. Наиболее распространёнными были геммы круглые или овальные, реже четырёхугольные, с закруглённым верхом, из кровавой яшмы, сапфира, аметиста, халцедона, нефрита и других камней. Сюжеты изображений на византийских геммах близки к иконографическому кругу иконописи: образы Христа (в рост или погрудно, редко на троне; например, двухсторонняя камея из зелёной яшмы с образом Христа в рост, между 886 и 912 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон), Богоматери (с Младенцем, в рост или на троне, Оранта, Агиосоритисса; большая камея из зелёной яшмы с надписью императора Никифора III Вотаниата, между 1078 и 1081 гг., там же), св. Иоанна Крестителя, архангелов, святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Николая Мирликийского, пророка Даниила (в позе Оранта или со львами); изображение евангельских сцен («Благовещение», «Распятие», единичными экземплярами представлены «Преображение», «Сошествие во ад», «Успение»), Деисуса (начало IX в.?, Кабинет медалей Национальной библиотеки, Париж). Как полагают исследователи, были весьма распространёнными императорские портреты (двухсторонняя камея с портретом императора Алексея Дуки, преклонившегося перед великомучеником Георгием, собрание Чини, Венеция), хотя их сохранилось немного. Едва ли не наибольшее количество произведений глиптики представляет образы св. воинов-мучеников Георгия, Димитрия, Феодора и др. (как мучеников – с крестом в руке или как воинов – с мечом в руке).

 



 
PR-CY.ru