ГЛИПТИКА - Страница 6

Предметы византийской глиптики были широко распространены на Руси. Исследователям известно большое число и древнерусских гемм, в основном, из мягких пород камня (главным образом, панагий, например, панагия-мощевик Иоанна Грозного, XVI в., Оружейная палата). Наряду с цветными камнями в византийской глиптике получили распространение литики – произведения из стекловидной пасты (прозрачного или непрозрачного коричневого или красноватого цвета). Многочисленной отраслью прикладного искусства были стоящие на границе рельефной скульптуры и глиптики изделия из стеатита, в основном, иконки с образами св. воинов, Деисус, Распятия. Западноевропейская глиптика эпохи Средневековья пользовалась античными или византийскими резными камнями. Произведения из них хранились либо в ризницах соборов как драгоценные предметы, связанные с каким-либо церковным преданием, либо в хранилищах правителей и знати как аналоги богатства (собрание гемм, согласно источникам, было у Карла Великого, конец VIII – начало IX вв.). Геммами украшали реликварии, церковные сосуды, напрестольные кресты, оклады книг. В ряде случаев их дорабатывали или оправляли драгоценными металлами (античная камея с портретом императора Августа). Достаточно распространёнными были портретные геммы, геммы с христианскими сюжетами, резные декоративные или церковные сосуды (блюдо со сценами из истории Сусанны, так называемый Кристалл Лотаря, горный хрусталь, середина IX в., Британский музей, Лондон). Перстни с камнями (с образами святых, со сценами посвящения в духовный сан, со сценами из Священной истории) были важной частью ритуала инвеституры высоких церковных лиц (аббаты, епископы, кардиналы). Перстень той или иной формы также является знаком принадлежности к определённому монашескому Ордену или конгрегации. В некоторых государствах перстни входили в состав коронационных регалий, обязательных для интронизации монарха. По преданию, к апостольским временам восходит средневековая традиция изготовления для каждого нового папы Римского «перстня Рыбака» (т.е. апостола Петра) с геммой (перстень почившего папы разбивался). В периоды обострения интереса к античной истории, особенно к символике императорского Рима (эпохи Каролингского возрождения, Оттоновского возрождения, так называемый Штауфеновский ренессанс, XII в.), производились геммы, повторявшие какие-то известные в то время античные и византийские образцы и виртуозно воспроизводившие утончённый античный стиль (камея Посейдона из Южной Италии, первая половина XIII в., Музей истории искусств, Вена).

 



 
PR-CY.ru