ГЛИПТИКА

ГЛИПТИКА – искусство резьбы на твёрдых драгоценных и полудрагоценных камнях вручную или на простейшем станке; как скульптура малых форм составляет отдельную отрасль декоративно-прикладного искусства. К произведениям глиптики относятся геммы, которые подразделяются на инталии (c врезанным рисунком) и камеи (с выпуклым изображением), а также резные каменные сосуды разного назначения. Шлифовальщик обтачивал камень до плоской или выпуклой формы, затем, пользуясь вылепленной из воска моделью, резчик воспроизводил на камне изображение с помощью смычка (позже – колеса с приводным ремнём), который заставлял вращаться железные резцы, острые напилки и колёсики; применялся также алмазный осколок, вставленный в железную оправу. Большинство минералов, употреблявшихся в глиптике, тверже металла, поэтому камень резали металлическим резцом с помощью абразивов – «наксосского камня», порошка корунда, алмазной пыли. Работали почти вслепую, т.к. порошок абразива, смешанный с маслом или водой, полностью закрывал рисунок. На последнем этапе ювелир оправлял гемму. Для инталий употреблялись преимущественно сердолик, красноватый халцедон, хрусталь, реже – аквамарин, сапфир, топаз, алмаз и рубин. Камеи делали из оникса или разноцветного слоистого агата, живописную фактуру которого нередко сохраняли для достижения художественного эффекта. Для изготовления гемм использовали также яшму, аметист, ляпис-лазурь, стеатит, гематит, серпентин и т.п., подкрашенные или чистые менее твёрдые камни и стекло, в Новейшее время – также янтарь и некоторые морские раковины. На Древнем Востоке к древнейшим образцам глиптики относятся резные камни из Древнего Египта (амулеты-скарабеи с текстами молитв, именами или изображениями; овальные инталии с изображениями египетских богов и фараонов), Месопотамии (цилиндрические печати Шумера (IV тыс. до н.э.), Аккада (XXIII–XXII вв. до н.э.), Третьей династии Ура (конец XXII – конец XXI вв. до н.э.), Вавилона (XVIII–VI вв. до н.э.), Ассирии (XVIII – конец VII вв. до н.э.) с изображениями сцен предстояния богам, мифологических сюжетов, сцен сражений, животных, орнаментальных композиций и т.п.; они сопровождались надписями и могли играть роль владельческих печатей или амулетов. С традициями месопотамской глиптики связаны геммы Урарту (IX–VII вв. до н.э.), Хеттского царства (XVIII–IX вв. до н.э.), Сирии, Финикии. С начала II тыс. до н.э. произведения восточной глиптики стали известны на Крите и в Эгеиде (печати с изображениями людей, возможно, портретными, «игр» с быком и др.). Критская глиптика оказала влияние на развитие этого искусства в микенской Греции XIV–XIII вв. до н.э. Греческие геммы XI–VIII вв. до н.э. большей частью вырезаны на кости, имеют упрощённый геометризированный рисунок. Глиптика достигла расцвета в ахеменидской Персии (VI–V вв. до н.э.), оказав сильнейшее влияние на греческую в VI – конце V вв. до н.э. Первые образцы греческой глиптики известны исследователям с VI в. до н.э. и своим происхождением обязаны контактам с Востоком. Архаические греческие геммы обычно имели овальную форму, подражавшую египетским привозным изделиям, и резались, в основном, из стеатита и сердолика.

 



 
PR-CY.ru