ГЛИПТИКА - Страница 4

В Китае эпохи Средневековья глиптика представлена, в основном, печатями с каллиграфически тонкими резными текстами; изображения сцен и портретов исследователи не встречают. В IV в. появились первые геммы с изображениями, связанными с христианской историей (св. воины-мученики или ангелы по сторонам креста, с оглавым или оплечным образом Христа с крещатым нимбом – над верхней перекладиной; «Даниил во рву львином»; более редкие сюжеты, такие как «Вход Господень в Иерусалим» и др.) и христианскими символами (Альфа и Омега – отдельно или по сторонам креста или хризмы). Художественное качество этих камей в целом упрощено и огрублено ради выразительности силуэтов и ясности символического прочтения. Особую их ценность специалисты определяют кругом иконографических сюжетов, которые разрабатывались в христианском искусстве этого времени, как на основе языческих культов (крылатые гении, виктории, воины по сторонам от монумента-трофея), так и из сферы императорской иконографии (сцены предстояния, триумфы, апофеозы императоров). В IV–VI вв. и в дальнейшем в Средние века переделывались или переосмысливались античные камеи, приспособленные к христианским символам и истории (например, камея с портретами Антонии и Друза из собрания Государственного Эрмитажа считалась украшением обручального кольца Девы Марии и праведного Иосифа). Искусство глиптики процветало на протяжении византийской эпохи (VI – середина XV вв.), и его произведения всегда отличались качеством исполнения. Технические приёмы оставались теми же, что и в Античности, принципы художественной выразительности во многом изменились, как и в иконописи, и в монументальном искусстве. По мнению исследователей, теперь из глиптики исчезли многофигурность сцен, мифологические и светские сюжеты, её отличают тяготение к плоскостному изображению, графическая простота силуэтов, схематичность форм. По другим произведениям искусства малых форм (изделия из слоновой кости, серебра) исследователи предполагают, что любовь к геммам с античными или светскими сюжетами не исчезла, с большим совершенством и знанием воспроизводился стиль эллинистической глиптики. Помимо гемм до настоящего времени сохранились византийские потиры и вазы различных форм и размеров, иногда тонкостенные, просвечивающиеся, точенные из яшмы, халцедона, оникса, горного хрусталя и т.п. (самая большая коллекция – 32 чаши различных форм, размеров и назначения – в сакристии собора Сан-Марко в Венеции, в которую вошли предметы, вывезенные венецианцами из Константинополя в 1204 г.).

 



 
PR-CY.ru