ГЛИПТИКА - Страница 2

Круг сюжетов тесно связан с искусством ахеменидской Персии (через Ионию): в основном, это изображения животных, сцены поединка с животным; встречаются мифологические персонажи. В VI в. до н.э. на Самосе был изобретён сверлильный станок, создателем которого, по преданию, считается Феодор Самосский, изготовивший, по сообщению Геродота, перстень с резным изумрудом для тирана Поликрата. В V в. до н.э. в глиптике начинают широко использоваться халцедон и яшма; всё большее значение приобретает сохранение резчиком декоративных качеств камня (полихромность поверхности, разница слоёв по цвету, просвечивание). Изображения на геммах этого времени (животные и птицы, фигуры богов и героев, мифологические сцены) отличают простота композиции, гармония, т.е. черты больших форм искусства – скульптуры и живописи. Для печатей знаменитого резчика Дексамена Хиосского (вторая половина V в. до н.э.), где сохранилась подпись мастера, характерны такие черты, как использование красоты камня, классическое совершенство пропорций, тонкий рисунок, едва уловимые градации рельефа (геммы с изображением летящей цапли, Государственный Эрмитаж, геммы с изображением коня и с портретом неизвестного, Музей изящных искусств, Бостон). Самым знаменитым резчиком IV в. до н.э. был Пирготель, которому было предоставлено исключительное право гравировать портреты Александра Македонского. В Грецию после походов Александра Македонского стали ввозить многоцветные восточные минералы: алые гранаты, лиловые сирийские альмандины, фиолетовые аметисты, зелёные цейлонские бериллы, индийский сардоникс, сочетающий белый и жёлтый цвета с тёплыми красновато-коричневыми, арабский сардоникс, в котором преобладали холодные сине-чёрные и голубоватые оттенки. При дворах греческих монархов особого расцвета достигла портретная глиптика. На рубеже IV и III вв. до н.э. в моду вошли камеи из многослойного, многоцветного сардоникса, нередко большого размера (например, «камея Гонзага», или Мальмезонская камея) с изображением египетского царя Птолемея II Филадельфа и его жены Арсинои, III в. до н.э., Государственный Эрмитаж). К концу эллинистического периода производство предметов глиптики стало массовым на всех территориях, затронутых влиянием греческой культуры (от Испании, Карфагена и Южной Италии до Крыма, Колхиды, Бактрии). Помимо редких камей, в основном, изготавливались перстни-инталии с портретными изображениями, с мифологической сценой, с образом божества или героя или только с именем владельца. К последней четверти I в. до н.э. увлечение глиптикой распространилось в Риме, куда с падением царства Птолемеев (30 г. до н.э.) переехали многие греческие мастера (наиболее известные: Агатоп, Солон, Диоскурид с сыновьями и учениками – личный резчик императора Августа, основатель целой школы дактилиографов). Высший расцвет глиптика переживала в период правления императоров из династии Юлиев-Клавдиев. Помимо гемм с портретами императоров и членов их семей, копий с прославленных образцов прошлого (картины, статуи, портретные бюсты) в римскую эпоху создавались многофигурные камеи с мифологическими и аллегорическими сценами.

 



 
PR-CY.ru