ГЛИПТИКА - Страница 3

Среди самых известных – камея Августа с изображением императора Августа, восседающего на троне рядом с богиней Ромой (сардоникс; приписывается Диоскуриду, конец I в. до н.э., Музей истории искусств, Вена), самая крупная парижская камея, или Большая камея Франции с изображением 20 представителей семейства императора Августа и подвластных империи народов (агат; круг Диоскурида; 31х26 см; Кабинет медалей Национальной библиотеки, Париж). Изготавливались также миниатюрные вазы (из сардоникса с изображением богов любви, I в., Государственный Эрмитаж), портретные бюсты (например, миниатюрные портретные голова императора Александра Севера, начало III в., и бюст императора Юлиана Отступника, халцедон, 360 гг., Государственный Эрмитаж). Классицистический стиль эпохи Юлиев-Клавдиев в последней четверти I в., при Флавиях, сменился более свободным живописным. Во II в., в правление Антонинов, глиптика Рима, как и все виды искусства, отмечена новой волной классицизма, в значительной степени ориентированного на эпоху эллинизма. В работах резчиков позднего периода империи нарастает полихромность – вместо рисунка предпочтение отдаётся яркому декоративному пятну наряду с мягкой живописностью силуэта. Высокий уровень глиптики сохранился в III–VI вв. на территориях государства Сасанидов. Глиптика Передней Азии восходит как к древней восточной традиции (прежде всего, к персидской, т.к. Сасаниды претендовали на роль имперских наследников Ахеменидов), так и к эллинистической. Основные сюжеты гемм (вставки для перстней или «скарабеи» из халцедона, сердолика, яшмы, аметиста, граната; служили печатями): портретные изображения шахов и членов их семей или шахов вместе с божествами, сцены побед шахов над врагами и т.п. («Бой шаха с римским императором Валерианом I», 360 гг., Кабинет медалей Национальной библиотеки, Париж), зороастрийские божества, символы зороастризма, изображения жреца с барсумом (ритуальным пучком веток) в руке, стоящего перед алтарём огня. В многочисленной среде христиан Ирана эти типичные сюжеты нередко трансформировались в христианские (изображения крестов, сюжеты «Даниил во рву львином» и «Жертвоприношение Авраама», «Вход Господень в Иерусалим», коленопреклонённые перед крестом ангелы с венцом в руках, изображение Богоматери с Младенцем). Так, в изображение царя или героя, сражающегося со львом, добавлялись второй лев и кресты (в руках Даниила), что видоизменяло сцену в композицию «Даниил во рву львином». На некоторых печатях в руке жреца вместо барсума изображён крест, на других – крест помещён на алтаре, заменяя языки пламени; изображение жреца перед алтарём огня с бараном – жертвой храму – за ним, такое же изображение с крестом, которое могло быть истолковано как «Жертвоприношение Авраама». В ряде случаев печати с подобными сюжетами снабжались среднеперсидскими надписями, среди них встречались зороастрийские теофорные имена и магические формулы (главным образом, в позднесасанидское время). С арабским завоеванием государства Сасанидов и ближневосточных территорий Византийской империи из глиптики фактически исчезли фигуративные изображения, широкое распространение получили геммы с каллиграфическими надписями.

 



 
PR-CY.ru