ДЖАКОПОНЕ да Тоди - Страница 14

Эти выражения открывают, какое острое чувство у Джакопоне к контрасту между совершенством, к которому он так стремиться, и реальностью своей жизни и мира в целом. Энергичные, грубые, порой простонародные вульгарные слова используются автором с очевидной целью – придать силу и вес своему выражению. Это наиболее часто встречается в первой части лаудария Джакопоне да Тоди, где, как уже упоминалось выше, содержаться размышления о грехе, о земном тщеславии, о смерти: «О любовь телесная , зловонная клоака, серный огонь пылающий, жгущий разум человека, у тебя нет другого Бога, как только одно – наполнить живот…» В настойчивом жёстком тоне и словах, выражающих презрение, улавливается ненависть, озлобленность, обида на мир и его негативные стороны: «О тягостная жизнь, постоянное сражение! Сколько страданий гонят жизнь!» Иногда, например, в развитии темы, также традиционной, созерцания смерти особо ужасное раскрывается средствами грубой иронии: «Почеши себе голову, если можешь, взъерошь волосы и постригись!» К тому же используются выражения, поражающие своей убедительностью: «Терпи, флагеллант, эту узловатую верёвку, выучи эту песню, которая поможет тебе танцевать в ритм!» Из-за желания подчеркнуть постыдные и ужасные стороны, как материальной, так и моральной сторон жизни, Джакопоне создаёт порой неожиданные образы и сравнения: «Зубы торчат из дёсен как клыки у свиней; из этих красных дёсен, словно кровоточащих, тот, кто их увидел бы, умер бы…» Чувство контраста между реальностью и моральными идеалами, воинственная настроенность против зла постоянно приобретает драматическую направленность и тем самым создаёт диалоги и споры: между грешником и Девой Марией, между душой и телом, между пятью чувствами и другими. Даже в сочинениях, которые изначально полны лиризма, иногда появляется собеседник, своего рода оппозиционер, являющийся практически выразителем внимательного сознания, сознания осторожного, порой подозрительного: «О обжигающий язык, как посмел ты заставить так говорить об этом состоянии?» Чувства, абстрактные понятия сосредоточиваются в персонификациях, представленных очень колоритно, в необычном ракурсе, с образцовой краткостью: «Вот зажжённый огонь ярости, которая ко злу хочет направить: которая вращается вокруг и кружит, обозлённая кусает». Драматическое напряжение возрастает благодаря часто встречающимся апострофам, зачастую соединённых с восклицаниями. Это отнюдь не является риторическим приёмом, к которому прибегает Джакопоне с сознанием художника, а, скорее, представляет собой результат спонтанного поведения фантазии автора, которая постоянно создаёт перед собой конкретные образы. Их необходимо уговаривать и переубеждать, или с ними приходится спорить и сражаться: «О брат, наблюдай своими глазами, если хочешь избежать опасности, потому что часто из-за этого получаются смертельные раны». Чувство морального контраста передаётся через антитезы и противоречия, которые представляют собой как сочетания выражений, контрастных по тону высказывания, так и слов, с противоположным значением: «Любовь вынуждает меня любить вещи хорошие; в любви есть ненависть к вещам враждебным: если любовь и ненависть находятся в одном сердце, в нём так много сражений, радость и горечь, живущие в одном сердце, язык не может и сказать, как мучительно это терпеть».

 



 
PR-CY.ru