ДЖАКОПОНЕ да Тоди

ДЖАКОПОНЕ да Тоди, Якопоне из Тоди (1230 или 1236 – 1306 гг.) – итальянский религиозный поэт, монах-францисканец; причислен к лику блаженных. О жизни Джакопоне да Тоди исследователи судят по многочисленным и хорошо сохранившимся жизнеописаниям. Отдельные моменты его жизни и творчества им удалось восстановить из сохранившихся документов того времени, летописей и хроник. Самые ранние сведения о Джакопоне да Тоди относятся к XV в., однако существует ещё несколько более ранних воспоминаний. Самым старым и наиболее подлинным документом считается манифест кардиналов Якопо и Пьетро Колонна, направленный против папы Бонифация VIII, под которым стоит подпись Джакопоне. Этот документ датирован 10 мая 1297 г. Анджело Кларено в своей хронике «Chronica Septem Tribulationum», написанной примерно в 1323 г., упоминает имя Якобуса Тудертуса (Jacobus Tudertus) в числе тех монахов, которые в 1294 г. отправились с делегацией к Целестину V для того, чтобы попросить у него разрешения жить отдельно от других монахов и соблюдать полностью правило св. Франциска. Следующее упоминание о Джакопоне есть в работе Альваруса Пелагиуса «De Planctu Ecclesiae», написанной в 1330 г. Автор приводит два высказывания Джакопоне и называет его великолепным младшим братом. Этот отрывок встречается также в «Chronaca XXIV generalium», которая была составлена большей частью до 1335 г. и затем дополнена в 1374 г. Примерно в 1335 г. «Cаtalogus Sanctorum Fratrum Minorum» использует наиболее выразительные слова похвалы в адрес Джакопоне. Ещё несколько деталей о поэте даёт Бартоломео да Пиза (1385 г.). Разумеется, все эти авторы ничего не знали о подробностях жизни Джакопоне да Тоди. «Chronaca XXIV generalium» и Бартоломео да Пиза наверняка опирались в своих работах друг на друга. Поэтому все сведения могут быть сведены воедино и помещены в хронику под общим названием «Францескина» («Franceschina»). Однако историческая ценность этих схожих между собой сведений была опровергнута Джулио Бертони («La Leggenda Jacoponica» из «Fanfulla della Domenica», Рим, 10 июня, 1906 г.) на основании того, что в этой легенде много моментов, перекликающихся с «Легендой святого Франциска». Но сходства в судьбах этих святых воспринимаются, тем не менее, как реальные жизненные факты. С другой стороны, Бертони прав, отвергая те описания обстоятельств, в которых были написаны лауды Джакопоне. Сам автор описал их, опираясь на те воспоминания, касающиеся поэта, которые всё ещё хранятся в умбрском монастыре. Зачастую многие моменты биографии Джакопоне да Тоди лишены исторического основания и ограничиваются лишь сведениями, почерпнутыми из самих его лауд и интерпретированных в общих чертах. Молодые годы Джакопоне напоминают начало жизненного пути Франциска Ассизского. С юности он отличался необузданным нравом и предавался весёлой светской жизни. Лауда «Como la vita de l’omo e penosa» («Как грешна жизнь человека»), написанная от первого лица, считается многими критиками автобиографической. За описанием всех человеческих лишений и несчастья с момента рождения до старости и смерти слышится чувство вины и тягот от пережитого поэтом. Пойдя по стопам отца, он занялся юриспруденцией, которую изучал в Болонском университете.

 



 
PR-CY.ru