ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 31

Однако все эти критерии исследователи считают не безусловными. Примером могут служить кантаты С.И. Танеева «Иоанн Дамаскин» и «По прочтении псалма»: в обеих использованы авторские поэтические тексты (Алексея Константиновича Толстого и Алексея Степановича Хомякова), свободно перелагающие тексты канонические (песнопения панихиды и псалмы). В первом произведении довольно широко представлены интонации и целые мелодии православных заупокойных песнопений; во втором, являющемся величественной ораторией, построенной по классическим западным моделям, цитаты из православного Обихода отсутствуют. Тем не менее, обе кантаты исследователи относят к сфере русской духовной музыки по чистоте их идеи и по высокому нравственному строю, органично связанному с православным миропониманием. То же самое исследователи говорят о таких инструментальных произведениях, как Воскресная увертюра на темы из обихода Н.А. Римского-Корсакова (где в симфоническом жанре отражаются не только мелодии церковных песнопений, но и сама пасхальная служба, притом в верной последовательности, с точным воплощением символического смысла литургических форм, вплоть до чтения пасхального Евангелия), его же Вступление к опере «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» («Похвала пустыне»), Вступление к опере Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» – «Рассвет на Москва-реке» и др. (названными сочинениями нередко открываются или завершаются программы «духовных концертов», посвящённых важным событиям в жизни РПЦ). Большое значение для возрождения национального стиля русской духовной музыки в конце XIX – начале XX вв. имели образы народной веры, созданные в светском творчестве, преимущественно оперном, например: финал оперы «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки – хор «Славься»; религиозные образы «Бориса Годунова» М.П. Мусоргского, построенные на мотивах духовных стихов и обиходного пения; своеобразная «музыкальная речь» его же «Хованщины», складывающаяся из интонаций «мирской песни», народного духовного пения и обиходных попевок; «Китеж» Н.А. Римского-Корсакова, стиль которого определяется соединением образов древних духовных стихов и легенд с современными композитору религиозно-философскими идеями. Возрождение национального по духу собственно церковного творчества происходило в преемственности по отношению к русской музыкальной школе XIX в., в частности, широко использовались приёмы хорового письма и обработки народного первоисточника, сложившиеся в историко-эпических операх русских классиков. В советский период истории России, когда обращение к религиозной теме почти всегда исключало возможность исполнения нового сочинения, композиторы, особенно в 1960–1980 гг., тем не менее, находили пути воплощения подобных образов в произведениях на исторические темы, в сочинениях, опирающихся на фольклорные или древнерусские первоисточники, в музыке для кино и театра и проч. Хотя чаще всего эти произведения исследователям трудно отнести к собственно духовной музыке, именно в этот период формировались те подходы и закономерности, которые проявляются в современном духовно-музыкальном творчестве.

 



 
PR-CY.ru