ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 36

В схожем русле создают музыку иностранные композиторы Джон Тавенер, Иван Муди (род. в 1964 г., Лондон; живёт в Португалии) и К. Абдул-Карим (род. в 1980 г., Австралия). В. Бонд (род. в 1945 г., США) и Дж. Мюляйзен (род. в 1955 г., США) также пишут музыку, вдохновлённую византийским пением. В начале XX в. некоторые композиторы писали сочинения, включающие мелодии и другие элементы греческого церковного пения. К их числу принадлежал П. Петридис. Согласно Г. Леоцакосу, П. Петридис, обратившись к православной греческой традиции, отказался от модернизма, обычно ассоциируемого с западноевропейской культурой; из современных ему композиторов он наиболее последовательно использовал специфические черты греческого церковного пения, «его мелодии имеют тенденцию к поступенному движению в пределах узкого диапазона, избегая смелых модуляций, в то время как его оркестровка и полифония сдержанны, без поверхностных эффектов, и следуют традиционным формам». Сочинения П. Петридиса «Хорал и вариации №2 на “Христос воскресе”» для струнных (1939/1941 – 1943 гг.) и «Хорал и вариации №1 на “Господи сил”» для струнных (1940 г.) основаны на известных православных песнопениях. В качестве тем использованы гармонизованные мелодии византийских церковных распевов, а вариации представляют собой их полифоническую разработку. Произведения П. Петридиса «Византийская жертва» (1934–1935 или 1936 гг.), переработанная в 1958–1964 гг., и оратория «Святой Павел» для чтеца, четырёх солистов, хора и оркестра (1950 г.) также обнаруживают, по мнению исследователей, влияние византийского пения. Г. Пониридис, современник П. Петридиса, использовал элементы греческого церковного пения в произведениях «Три византийские мелодии», opаторий 1 (1922 г.), opаторий 2 (1938 г.) и «Кассия», «византийская» кантата для меццо-сопрано, смешанного хора и оркестра (1939 г.). В музыке Г. Пониридиса связь с церковно-певческим искусством, по мнению исследователей, проявляется в звуковысотной и ритмической областях. Влияние церковного пения исследователи также слышат в произведении композитора того же времени А. Евангелатоса «Византийская мелодия для струнного оркестра» (1936 г.). Хотя автор не цитирует ясно и полностью церковную мелодию, он включает в произведение элементы, близкие к певческой традиции: фоновое звучание, напоминающее исократиму, которое высвечивает мелодию с преобладающим поступенным движением, формульность мелодического материала, обороты, близкие к церковным напевам. Ведущий представитель греческой национальной композиторской школы М. Каломирис написал несколько произведений, включающих гармонизации церковных распевов. Его «Религиозные песни», третья часть сочинения «Приношения греческой молодёжи: Песни для школьных, армейских и рабочих хоров» (1917–1955 гг.), – это собрание гармонизаций песнопений византийской традиции (некоторые из них присутствуют в виде обработок и в других произведениях М. Каломириса). В течение XX в. гармонизации греческих церковных мелодий, часто для голосов a cappella (в том числе предназначенные для богослужения), делали и другие значительные композиторы: Эмилиос Риадис (1880–1935 гг.), К. Сфакианакис, Н. Ламбеле (1864–1932 гг.), Т. Георгиу, Э. Яннидис, Т. Зес (род. в 1927 г.), Т. (Р.) Папаконстантину (1948–1969 гг.) и др. Заимствования из церковных распевов встречаются и в более крупных произведениях М. Каломириса. Версии-обработки византийского пасхального песнопения «Христос воскресе» появляются в финале его симфонической поэмы «Смерть отважной женщины» (1943–1945 гг.).

 



 
PR-CY.ru