Словарь по христианству Д ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА

ДУХОВНАЯ МУЗЫКА – музыкальные произведения христианского содержания, не предназначенные для исполнения за богослужением. Духовную музыку часто противопоставляют светской и в таком понимании к данной области иногда относят чрезвычайно широкий спектр явлений – от богослужебной музыки различных религиозных традиций до авторских концертных произведений, написанных на религиозные темы или сюжеты; в этом случае в качестве синонимов используются также выражения «сакральная музыка» и «религиозная музыка». Тем не менее, в европейской христианской традиции исследователи отделяют духовную музыку от музыки собственно церковной. Внелитургическая духовная музыка – феномен, уходящий корнями в эпоху Средневековья; к нему исследователи относят, например, бытовавшие в устной традиции песнопения христианского содержания, отражающие специфику «народной веры» (нем. народные песни о Деве Марии – Marienlieder), репертуар латиноязычных песенников («Кембриджские песни», «Алая книга» (Libre Vermell)), церемониальные мотеты, а также многотекстовые мотеты позднего Средневековья, в которых одновременно вокализировались светские стихи на народных языках и духовные латинские тексты, испанские «Песнопения во славу Девы Марии» (Cantigas), приписываемые королю Кастилии и Леона Альфонсу X Мудрому (1252–1284 гг.), и т.д. Однако до эпохи Реформации и католической Контрреформации у исследователей нет оснований противопоставлять собственно церковную музыку религиозному искусству за пределами богослужения и храмового пространства; более того, исследователи далеко не всегда (как, например, в случае с произведениями позднесредневекового духовного театра: литургическими драмами, мистериями, мираклями) могут точно определить, где именно и при каких обстоятельствах исполнялась та или иная музыка. Более плодотворным исследователям представляется использовать понятие «духовная музыка» по отношению к сочинениям религиозного характера в рамках европейской концертной практики Нового времени, созданным в условиях свободы религиозной мысли. В XVII–XVIII вв. в Западной Европе происходило становление духовной музыки – прежде всего, в рамках складывавшейся в это время в разных городах и странах практики духовного концерта (в том числе в условиях внехрамового исполнения не только ораторий, но и музыкальных жанров мессы и оффиция – «Te Deum», «Stanat Mater» и др.). При этом обобщающего понятия, охватывавшего весь круг подобного рода явлений, в культуре того времени не существовало. Распространённое в музыкальной практике понятие «духовный» (нем. «geistlich», франц. «spirituel», итал. «spirituale») указывает, как правило, на музыку, предназначенную для богослужения, и в смысловом отношении не выделяется в ряду других терминов, обозначающих церковную музыку. В частности, в Германии лютеранские церковные песни именуются Geistliche Lieder, а широко распространённый в эпоху барокко жанр церковного концерта – Geistliches Konzert. Одно из лучших собраний сочинений в этом жанре, две части «Малых духовных концертов» Генриха Шютца (Kleine Geistliche Concerte, 1636, 1639 гг.), написано по образцу «Ста церковных концертов» Лодовико Виаданы (Cento concerti ecclesiastici, 1602 г.); название другого опуса Г. Шютца свидетельствует о синонимичности понятий «духовное» и «священное»: «Музыка для священного хора, или Духовная хоровая музыка» («Musicalia ad Chorum Sacrum, Das ist: Geistliche Chor-Music», 1648 г.).

 



 
PR-CY.ru