ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 34

Опыт последних десятилетий показал возможность включения богатого наследия Нового направления и современных композиций в собственно богослужебное пение. По мнению исследователей, многое зависит от профессионального уровня хора и регента, большое значение также имеют архитектура и убранство конкретного храма, состав его прихожан. Так, в церкви святителя Николая в Толмачах (при Третьяковской галерее) вполне органично звучат за богослужением полные циклы П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова, авторов Нового направления. Даже те песнопения (в частности, П.Г. Чеснокова, в том числе для солистов с хором), которые вызывали возражения на поместном Соборе 1917–1918 гг., могут прозвучать в службе вполне достойно при исполнении их хорошим мужским хором (в переложении), в сдержанной церковной манере. В репертуаре большого хора храма Христа Спасителя в Москве находятся сейчас песнопения многих авторов Нового направления, и они совершенно уместны в стенах кафедрального собора на праздничном богослужении. Определяющее значение имеет сегодня, как и в начале XX в., не только манера исполнения, но и стилистическая выстроенность певческого репертуара того или иного храма, позволяющая преодолеть ложную «концертность». Иследователи находят примечательным, что талантливые современные авторы, серьёзно относящиеся к церкви, хорошо знающие церковно-певческий обиход, знакомые с древней певческой традицией, по большей части не прибегают впрямую к церковно-певческим формам, т.е. не сочиняют музыкальных циклов литургии, всенощного бдения и проч. Это связано с пониманием трудностей жизни современного клироса, с осознанием необходимости возрождения и укрепления в богослужении строгих уставных начал после многих десятилетий «подневольной» церковной жизни. Таким композиторам очевидны также преграды, возникающие при совмещении современного художественного сознания с требованиями церковного канона, и потому они, входя в поле церковной традиции, не посягают на введение своих композиций в богослужение, с одной стороны, и избегают декоративной стилизации церковной интонационности – с другой. Подобный путь представляется исследователям наиболее плодотворным, и он не исключает случаев, когда то или иное песнопение, созданное современным автором, всё же может органично вписаться в церковно-певческую традицию. Как писал ещё в 1913 г. Георгий Яковлевич Извеков, высокое «концертное» пение «не отучит от церкви, а только глубже разъяснит смысл религиозных переживаний, не оттолкнёт от церкви, но соединит с нею узами вечной музыкальной красоты, толкнув слушателя к ещё более высоким переживаниям, чем эстетические, переживаниям религиозным, таинственным, благодатным».

 



 
PR-CY.ru