ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 35

В Греции и греческой диаспоре духовная музыка опирается на церковное пение византийской традиции, занимающее значимое место в истории греческой музыки (несмотря на эволюцию распевов и нотации) (см.: разделы «Церковное пение» в ст. Византийская империя, Греция, а также Византийская нотация). В греческой духовной музыке выражены или используются определённые аспекты или источники православной христианской духовности. Такие произведения могут включать христианские церковные тексты (например, фрагменты из Священного Писания, сочинения отцов церкви, гимнографию) или аллюзии на них; ссылки на повествовательные церковные источники (такие, как Жития святых), на православное богословие и (или) на православный этос. Несмотря на то что художественный стиль может различаться, цель искусства остаётся неизменной: «...Безотносительно того, что это может означать в рамках выражения той или иной православной традиции, центральный императив – позволить благой вести Христа быть переданной через наше искусство – это то, с чем мы должны недвусмысленно работать». Кроме произведений, чётко вписывающихся в рамки традиции византийской музыки, многие композиции связаны с той или иной духовной темой, но в музыкальном отношении отличаются от византийской традиции и не предназначены для исполнения за богослужением. В Греции и за её пределами нелитургическая музыка духовного содержания создавалась многими композиторами (не только греческой национальности) для различной аудитории. Некоторые авторы нашли в церковном пении средства, с помощью которых они смогли выразить свою веру, выйдя за пределы литургических жанров. Влияние церковного пения присутствует в произведениях современных композиторов в разных формах: от прямых цитат из церковных распевов до использования или стилизации их отдельных элементов. Разнообразие способов использования византийского пения в сочетании с другими средствами и методами композиции помогает автору создать свой неповторимый стиль. Влияние церковного пения проявляется в различной степени: от отдельных характеристик гласа до точного цитирования. Примеры первого рода подразумевают использование звукорядов гласа, микроинтервалики, украшений, «носового» тембра голоса, монодического склада и исократимы. Прямое цитирование может включать напев полностью или его отдельные части в оригинальном виде или в обработке. Различная степень влияния византийского церковного пения и (или) определённая духовная программа присутствуют в музыкальных произведениях Манолиса Каломириса (1883–1962 гг.), Мариоса Варвоглиса (1885–1967 гг.), Георгиоса Склавоса (1886–1976 гг.), Гиоргиоса Пониридиса (1887–1982 гг.), Петроса Петридиса (1892–1977 гг.), Димитриса Митропулоса (1896–1960 гг.), Аристотелиса Кундуроффа (1896–1969 гг.), Андреаса Незеритиса (1897–1980 гг.), А. Контиса (1899–1965 гг.), Антиохоса Евангелатоса (1903–1981 гг.), Янниса Константинидиса (1903–1984 гг.), Г.В. Касассоглу (1908–1984 гг.), Анастасиоса Коккиноса (род. в 1921 г.), Александроса Ксеноса (1912–1995 гг.), Ники Астринидиса (род. в 1921 г.), М. Калогриду (1922–2001 гг.), Микиса Теодоракиса (род. в 1925 г.), Михаила Адамиса (род. в 1929 г.), Дмитрия Терзакиса (род. в 1938 г.), Костаса Хадзиса (род. в 1953 г.), Константина Кукиаса (род. в 1965 г.), Василиса Цабропулоса (род. в 1966 г.).

 



 
PR-CY.ru