ДУХОВНАЯ МУЗЫКА - Страница 33

После 1988 г., когда все «запреты» были сняты и «духовные концерты», а также фестивали русской духовной музыки стали неотъемлемой частью церковной и культурной жизни (по крайней мере, в крупных русских городах), картина русской духовной музыки сложилась необычайно пёстрая и для исследователей не совсем ясная. С одной стороны, именно в концертную сферу, т.е. в сферу духовной музыки, вошло в настоящее время практически всё певческое наследие РПЦ – от расшифровок древнейших песнопений до сочинений XX в., включая созданное в церковно-певческих и духовно-концертных жанрах в русском зарубежье. Заложенная ещё Синодальным хором традиция духовных «исторических концертов» получает широкое развитие (программы, составленные по авторам, по стилям, по эпохам, опыты реконструкции литургических чинов, например, пещного действа или русских страстей и проч.). С другой стороны, появляется много сочинений в жанрах как традиционных, так и совершенно новых, в том числе индивидуальных, авторских. Это побуждает учёных и критиков применять к современному творчеству термины «новейшее направление», «сакральная музыка», «новые сакральные жанры» и проч. Подобные понятия при некоторой расплывчатости (и при явной неточности термина «сакральный») всё же помогают объединить разнородные произведения, связанные с одними и теми же текстами, жанрами и средствами выражения. Наиболее полное и объективное перечисление имён и произведений представлено в работах Натальи Сергеевны Гуляницкой: от постоянно звучащих на клиросах переложений архимандрита Матфея (Мормыля), дьякона Сергея Зосимовича Трубачёва, протоиерея Николая Анатольевича Ведерникова до хоровых циклов вполне светских авторов (Николай Николаевич Сидельников, Валерий Григорьевич Кикта, Георгий Петрович Дмитриев, Николай Сергеевич Лебедев, Эдуард Николаевич Артемьев, Кирилл Евгеньевич Волков, Алексей Александрович Николаев, Владимир Борисович Довгань, Светлана Геннадьевна Потокина, Алексей Львович Ларин и многие другие). Для некоторых из современных авторов обращение к церковной теме стало постоянным творческим мотивом, для других оно является единовременным; некоторые композиторы, особенно те, кто хорошо знают хор практически, пишут в клиросной или почти клиросной манере, другие обращаются к иным стилистическим моделям, причём довольно часто наблюдаются «подхват» стилистики Нового направления начала XX в. и развитие её на современном уровне. В этой очень разнообразной картине выделяются крупные композиции Владимира Ивановича Мартынова – «Плач пророка Иеремии» для смешанного хора a capрella (1992 г.) и его же «Апокалипсис» для двух мужских хоров и солистов a cappella (Missa rossica, 1991 г.), а также «Русские Страсти» А.Л. Ларина (1993 г.) и «Канон покаянен» А.А. Пярта (1998 г.).

 



 
PR-CY.ru