ДОБРОДЕТЕЛЬ

ДОБРОДЕТЕЛЬ – фундаментальная философско-богословская категория, обозначающая ценностно-значимый аспект духовно-нравственного совершенства человека. Слово «добродетель», появившееся, по мнению исследователей, как калька с греческого термина, впоследствии стало использоваться и для перевода других греческих слов со сходным значением, в первую очередь, слова, которое этимологически, по мнению исследователей, связано с глаголом «избирать» и восходит к выражению «расположение, которое избирается ради него самого»). Добродетель в её нравственном и сотериологическом значении освящена авторитетом Священного Писания Нового Завета и церковного учения. Она является одной из самых ярких граней, отражающих в человеческой личности совершенство её изначального богоподобия. В этом качестве добродетель представляет собой видимое проявление нравственной сущности человека, характеризует способность и готовность личности к следованию принципам нравственного добра и выступает как моральная основа поведения. Христианство не является единственным носителем императива нравственной добродетели. Учение о добродетели представляет значимый аспект в этике различных мировоззренческих и религиозных систем, в частности, античной философии. Характер и диапазон значений слова «арете», впервые встречающегося в «Одиссее» Гомера, менялись на протяжении веков развития этической мысли. В Античности «арете – собственный предикат знатности. Греки всегда воспринимали выдающиеся заслуги и силу как саму собой разумеющуюся предпосылку всякого господствующего положения. Господство и арете неразрывно связаны друг с другом. Корень слова тот же, что у слова в превосходной степени означающего “прекрасное” и “превосходное”, которое во множественном числе устойчиво употребляется для обозначения знати». Хотя у Гомера при оценке человека этический смысл арете заслоняется такими характеристиками, как физическая красота, сила, ум, красноречие, благородство, понимаемое именно как благородство происхождения, благосклонность судьбы, дарующей счастье и славу, именно в «Одиссее» понятие «арете», впервые усвоив моральное содержание, прежде всего, в смысле героической доблести, вошло в историю философской и богословской мысли. В нравственно-дидактической поэме «Труды и дни» Гесиода понятие «арете» в значении нравственной нормы включает такие добродетели, как справедливость, трудолюбие, верность и честность. Пифагор трактовал арете как идеальную гармонию физического здоровья и созерцательного образа жизни. Эсхил выделил четыре основные добродетели – мудрость, мужество, умеренность и справедливость. У Демокрита добродетель связывается с принципами нравственного достоинства, долга и совести. С эпохи софистов на протяжении всего эллинистического периода добродетель рассматривается в качестве главной задачи воспитания и образования и становится символом идеальной сформированности духа и тела. В философии Сократа добродетель понимается как категория морального знания. Полагаясь на моральный авторитет добродетели, Сократ направил деятельность познающего разума на осуществление главного нравственного предназначения человека – его совершенствование.

 



 
PR-CY.ru