ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 5

В Прем. 8:7 перечисляются четыре основные добродетели: «Если кто любит праведность, – плоды её суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству...» Слово «добродетель» употребляется в синодальном переводе Нового Завета в 2 Петр. 1:5 (дважды); Флп. 4:8 и 2 Кор. 8:7. Кроме того, в синодальном переводе используется прилагательное «добродетельный», соответствующее разным словам в греческом тексте (1 Петр. 2:12; Деян. 10:22). Новый Завет представляет широкую интерпретацию понятия добродетели в христианской жизни и умозрении. Добродетель рассматривается в общем контексте новозаветной этики, являющейся качественно новым уровнем в сравнении с нравственным учением Ветхого Завета. В учении о добродетели новозаветная этика представляет проекцию абсолютной божественной благости на мир человеческих нравственных ценностей, утверждая истинную человеческую нравственность. Добродетель не может быть познана внешне, теоретически, она постигается изнутри, через исполнение евангельских заповедей. Евангельский призыв к достижению человеком богоподобного совершенства и воплощению в личной жизни нравственных добродетелей заключает в себе такой же необъятный в своей таинственной глубине метафизический смысл, как и призвание человека к обладанию даром бытия. Утверждая добродетель в качестве нравственной нормы в жизни верующего человека, церковь указывает на добродетель Иисуса Христа, Который был, «подобно нам, искушён во всём, кроме греха» (Евр. 4:15). Воплотившись на земле как свет миру (Ин. 8:12), воскресение (Ин. 11:25), путь, истина и жизнь (Ин. 14:6), Сын Божий явил образ нравственного совершенства в его универсальной и абсолютной полноте; в Нём миру воссиял образ действительной божественной добродетели. Христос соединил в Себе благородство происхождения, достоинство деяний, величие могущества, сияние славы. Будучи носителем совершенной божественной жизни, Он не только дал человечеству новые нравственные заповеди, но и освятил человеческую жизнь как путь становления, открыл перспективу восхождения человека к обожению. Достижение состояния обожения «есть не простое усовершенствование в добродетелях, но дар Божий и таинственное изменение природы, совершаемое благодатью». Божественные добродетели Христа являются религиозным основанием совершенства человека: заповедуя высший нравственный идеал кротости, смирения и любви, Христос в Самом Себе полагает основание для его достижения. Он Сам свидетельствует о Себе, что «показал» от Отца много добрых (т.е. красивых, благородных, славных, превосходных) дел (Ин. 10:32). Совершенство божественных добродетелей Христа, Нового Адама, Его мудрость, мужество, смирение, терпение, кротость, милосердие, великодушие, прощение, воздержание, верность, упование, щедрость, любовь есть призыв к совершенству для находящегося во мраке заблуждений и в узах порока ветхого человека. В терпении Христос превзошёл праведного Иова, в воздержании – пророка Моисея, в мужестве – пророка Давида. Великодушие, кротость, долготерпение и человеколюбие Христа проявились в подвиге Его вольного кеносиса: «Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр. 2:22–23).

 



 
PR-CY.ru