ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 10

Претворяя эти добродетели в личную жизнь, человек должен возрастать «в мужа совершенного, в меру полноты возраста Христова» (Еф. 4:13); добродетели, которые являются основным предметом апостольского нравственного учения, – великодушие, справедливость, благотворительность, братолюбие, гостеприимство, общительность, благоволение, заботливость, честность, искренность, любезность, почитание, терпение, поддержка слабых, искание добра друг другу, усердие, странноприимство, угождение, услужливость, участие, твёрдость, благоразумие, уважение, снисходительность, щедрость, радушие, смелость, трудолюбие, долготерпение, единомыслие, кротость, молчаливость, увещание, назидание, нежность, сострадательность, повиновение, миролюбие, умение прощать, смирение, дружелюбие, милосердие. Воплощение этих добродетелей в нравственном поведении и в общении с людьми является основной этической задачей деятельной жизни человека по примеру абсолютной благости Небесного Отца, поскольку люди, будучи Его творением, «созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил... исполнять» (Еф. 2:10); добродетели, выявляющие аспект духовного совершенства человека, – вера, богобоязненность, помышление о горнем, искание горнего, любовь, радость, надежда, праведность, молитва, безмолвие, знание, мудрость, дерзновение, мир. Их основанием являются божественные добродетели Христа. У св. отцов и учителей церкви доникейского периода представления о добродетелях ещё не оформились в целостное учение. В писаниях апостольских мужей понятие добродетели раскрывается в рамках библейского учения о праведной жизни – добродетели праведности. Так, в «литературе двух путей» («Дидахе», Каноны святых апостолов, Варнавы апостола послание и др.) путь добродетелей отождествляется с «путём жизни», или «путём света», который состоит в соблюдении библейских заповедей любви к Богу и ближнему и воздержании от пороков, и противопоставляется «пути смерти», или «пути тьмы», означающему нарушение этих заповедей. Здесь перечисляются такие добродетели, как любовь, простота, смиренномудрие, целомудрие, чистота, кротость, терпение, милосердие, благоразумие, справедливость, негневливость, нелицеприятие и др. В «Пастыре» Ерма впервые ясно выражена идея взаимосвязи добродетелей: башня, изображающая церковь, поддерживается семью женщинами, символизирующими семь добродетелей: веру и последовательно рождающиеся от неё воздержание, простоту, незлобие, чистоту, знание и любовь. У мужей апостольских часто встречаются призывы к стяжанию различных добродетелей. Так, Римский епископ Климент, обращаясь к коринфским христианам, воздавал достойную честь их «вседобродетельной и твёрдой вере» и обосновывал идеал добродетельной жизни указанием на то, что «все праведные украсились добрыми делами; и Сам Господь радовался, украсив Себя делами». Игнатий Богоносец призывал христиан к стяжанию двух важнейших добродетелей – веры и любви, в которых заключается «целиком всё (совершенство)». Поликарп, епископ Смирнский, развивал учение апостола Павла о так называемых теологических добродетелях: «Данная вам вера есть матерь всех нас, за ней следует надежда, а впереди шествует любовь к Богу, ко Христу и к ближнему. И если кто-нибудь пребудет внутри их, он исполнил заповедь праведности, ибо имеющий любовь далёк от всякого греха».

 



 
PR-CY.ru