ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 7

В содержащей основные положения евангельского нравственного учения Нагорной проповеди добродетель открывается в качестве исключительной нравственной привилегии учеников, призванных к воплощению в личном подвиге божественных наставлений Христа. Нравственное учение заповедей блаженства имеет целью достижение Небесного Царства. «Нищета духовная», «плач», «кротость», «жажда правды», «милость», «чистота сердца», претерпевание «изгнания» и «поношения» (Мф. 5:3–11) толкуются в христианской аскетической литературе как добродетели. К Августину Блаженному восходит опыт интегрального понимания добродетели «блаженств»: вся совокупность «блаженств» относится в качестве характеристики духовно-нравственного состояния к каждой личности, находящейся в динамике нравственного совершенствования («...эти дары суть гроздья одной и той же виноградной лозы, одни из них зреют ранее, другие позже, но, тем не менее, они развиваются от одного и того же ствола и подлежат одинаковому процессу созревания»). Стихи Нагорной проповеди, содержащие обращение Господа к ученикам: «Вы – соль земли» (Мф. 5:13), «вы – свет мира» (Мф. 5:14), «так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16), заключают указания на главные характеристики истинной добродетели – нравственную аутентичность и нравственно преображающее воздействие на окружающий мир. Этими характеристиками обладают все добродетели заповедей блаженств. Заключённая в притчах Христа божественная мудрость превосходит мудрость царя Соломона (Мф. 12:42); в Евангелиях говорится, что народ изумлялся мудрости Христа, «дивился учению Его» (Мф. 7:28; ср.: Мк. 6:2; Лк. 4:15, 32; Ин. 7:46). Апостол Павел называет Христа «Премудростью Божьей» не только в том фундаментальном богословском значении, что Он есть Премудрость Отца, «сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1:3), что «Им создано всё, что на небесах и что на земле» (Кол. 1:16), но и в том смысле, что Христос сообщает человеку дар мудрости как добродетель. Человеческая мудрость имеет своим основанием и источником Премудрость Божью, от вечности сокрытую в Боге и явленную миру в учении Иисуса Христа во исполнение ветхозаветного пророчества: «Отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира» (Мф. 13:35; ср.: Пс. 77:2). Значение евангельских притч, содержащих учение о добродетели, заключается в способности восхождения ума к божественному смыслу этических добродетелей. Смысл притчи предполагает указание на конкретную нравственную добродетель – смирение (притча о мытаре и фарисее), милосердие (притча о милосердном самарянине), верность (притча о домоправителе), прощение (притча о немилосердном должнике), терпение (притча о неправедном судии), мудрость (притча о десяти девах). Притча о десяти девах (Мф. 25:1–13) указывает на мудрость выбора: выбор того, что должно быть выбрано, является результатом мудрости. Лишённый мудрости человек не может найти правильного нравственного решения, быть справедливым, терпеливым, мужественным. Истинная мудрость воплощается в нравственных добродетелях. Елей в светильниках мудрых дев символизирует добродетели, стяжав которые души праведников войдут в небесный чертог Христа.

 



 
PR-CY.ru