ДОБРОДЕТЕЛЬ - Страница 9

В учении апостола Павла «добрые дела» наряду с молитвой, верой и таинствами ведут человека к вечному спасению во Христе. В перечне нравственных ценностей, приводимом апостолом, добродетель выступает в качестве категории, представляющей предельно обобщённое обозначение всех идеально возвышенных нравственных характеристик человека: «...Что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте» (Флп. 4:8). Для апостола Павла первостепенное значение имеют вера, надежда и любовь (1 Кор. 13). Послания апостола Павла в нравственном отношении представляют собой обращённый к христианам призыв к новой жизни во Христе. Стяжание нравственных добродетелей открывает путь к богоуподоблению. Обобщенно добродетель называется «добрыми делами» (Рим. 13:3; 2 Кор. 8:6; 9:8; Еф. 2:10; Флп. 1:6; 1 Тим. 2:10; 3:1; 5:10; 5:25; 6:18; 2 Тим. 2:10; 3:17; Тит. 1:16; 2:7; 2.:4; 3:1; 3:8; 3:14; Евр. 10:24; 13:21), но чаще добродетели обозначают позитивные конкретные моральные установки и характеристики личности. В Посланиях содержатся лаконичные выражения, относящиеся к конкретным добродетелям, например: «...Любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10); фрагменты, включающие перечень добродетелей, например: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23); «...Епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен…, тих, миролюбив...» (1 Тим. 3:2–3); описания, посвящённые таким добродетелям, как вера и любовь, которым апостол Павел уделяет исключительное внимание (Евр. 11; 1 Кор. 13). На связь добродетелей, на их единство и различия указывает апостол Пётр. Он призывает христиан удалиться «от господствующего в мире растления» и явить «в вере... добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Петр. 1:3–7). Многообразие добродетелей в апостольских Посланиях сводится к четырём основным категориям, таким как божественные добродетели Христа – совершенство, величие, благость, могущество, ведение, милосердие, сострадательность, долготерпение, кротость, благоволение, милость, премудрость, обнищание, жертвенность, терпение, любовь; добродетели, включённые в контекст апостольского аскетического учения, предполагающего отложение прежнего образа жизни (Еф. 4:22), совлечение «ветхого человека с делами его» (Кол. 3:9), удаление «от растления похотью» (2 Петр. 1:4), распятие плоти «со страстями и похотями» (Гал. 5:24) и облечение «в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:24). Добродетели этой категории – благоразумие, воздержание, рассудительность, опытность, благочиние, бдение, пост, труд, чистота, совершенство, целомудрие, девство, непорочность, терпение, умерщвление земных членов (т.е. страстей), умирание со Христом для стихий мира, непреткновенность, покаяние, обновление, ревность по Боге, честь, верность, постоянство.

 



 
PR-CY.ru