БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО - Страница 5

Другая ошибка В.С. Соловьёва, по его мнению, обусловлена попытками дать рационалистическое объяснение своему мистическому опыту с неизбежными в этом случае заблуждениями и самообманами. В своей главной работе «Смысл жизни» (1918 г.) Е.Н. Трубецкой различает два аспекта в понимании Богочеловечества, христианский (опирающийся на Откровение) и общерелигиозный. И тот и другой в своей основе имеют религиозную связь человека с Богом. Е.Н. Трубецкой полагает, что эта связь не имеет эмпирического характера, не обусловлена случайными жизненными обстоятельствами, она составляет внутреннюю интуицию сознания и принадлежит самому сознанию, хотя и может остаться не выраженной в нём. Возможность связи человеческого сознания с абсолютным сознанием Бога Е.Н. Трубецкой объясняет тем, что Божественное сознание, оставаясь непостижимым и недоступным в Себе, «некоторым образом» открывает Себя в нашем сознании, «частью отражаясь в нём, частью непосредственно в нём являясь». Богочеловечество как установление связи человека с Богом, считает Е.Н. Трубецкой, составляет особенность религии вообще, и поэтому можно утверждать, что «вера Израиля была опытом Богочеловечества до Христа». Этому общему представлению о Богочеловечестве как религии, которая останавливается только на признании связи человека с Богом, Е.Н. Трубецкой противопоставляет истинную религию Богочеловечества, которая своё имя получает от Богочеловека. «Христианство, – пишет он, – единственная религия, исповедующая вочеловечение Бога, единственная, которая указывает на Христа, как на конкретное, историческое явление этого вочеловечения». Понимаемое таким образом Богочеловечество, отмечает Е.Н. Трубецкой, исходит из того, что в церкви как Теле Христовом «мы имеем реальный соборный опыт Богочеловечества». Самостоятельное, но вместе с тем типологически близкое к концепциям Н.А. Бердяева и протоиерея С.Н. Булгакова учение о Богочеловечестве развивал Лев Платонович Карсавин, один из последователей философии «всеединства»: в книге «О Началах» (1925 г.) он отмечал, что его основной идеей является «идея всеединства Бога и Человека, как всего тварного космоса, идея Богочеловечества…» Однако, поставив своей задачей найти философское и богословское обоснование религиозно-онтологической связи Бога и человека, Л.П. Карсавин, по мнению исследователей, избирает крайне неудовлетворительные средства для её решения: признавая истинность догматических учений церкви о Святой Троице и Богочеловеке, он превращает эти учения в предмет для диалектических упражнений об Истине и не-Истине (толкуемых в духе трехзначной логики); конструирует для понимания Святой Троицы искусственные понятия, схемы и синтезы, противоречащие учению церкви; придаёт кенотической теории универсальный характер, пишет о кеносисе Ипостасей Святой Троицы в творении мира и во внутритроичной жизни; объясняет отношения Логоса и мира, Христа и Церкви муже-женственными отношениями; отождествляет «истинный мир» с Божьей Матерью, а «совершенный мир» с «Телом Богочеловека»; сочиняет не соответствующие православной точке зрения учения о природе человека и Софии Премудрости Божьей. Семён Людвигович Франк к учению о Богочеловечестве приходит в поздних работах: в книге «Непостижимое» (1938 г.) проводит разграничение между единственным и неповторимым Богочеловеком и «сознанием внутреннего единства человека с Богом», или «богочеловеческим бытием человека», понимая последнее не в смысле тождественности природы человека человеческой природе в Богочеловеке, а исходя из богосыновства человека, рождения человека от Бога.

 



 
PR-CY.ru