БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО - Страница 4

В книге «О рабстве и свободе человека» (1939 г.) он пишет «о двойной природе» человека и даёт следующее определение личности: «Личность только тогда есть личность человеческая, когда она есть личность богочеловеческая». Осознавая несовместимость своего определения с тем, как понимается человек и личность в христианском богословии, Н.А. Бердяев пытается обосновать его ссылкой на учение церкви о человеке как сотворённом по «образу Божиему». Д.С. Мережковский, встав на путь конструирования новой догматики христианства и возрождения религиозного утопизма в самой худшей его религиозно-политической форме, в своей трактовке Богочеловечества смешивает церковную, религиозно-философскую и политическую проблематику, догматику с философией, церковь с политикой и революцией, выступает против исторического христианства, рассматривает христианство как «только чаяние и пророчество о Богочеловечестве», противопоставляет христианству церковь, считает, что «явление Церкви совершится за пределами христианства». Е.Н. Трубецкой в исследовании «Миросозерцание Вл. С. Соловьева» (1913 г.) связывал непреходящее значение философии В.С. Соловьёва с «центральной его идеей Богочеловечества, которая составляет бессмертную душу его учения» и находится в противоречии с его метафизикой, пронизанной мотивами «шеллингианской гностики», «национально-мессианистическими мечтами о Третьем Риме и теократической схемой “Царства Божия”». В девятой главе своего исследования Е.Н. Трубецкой рассматривает «Учение о Богочеловечестве» В.С. Соловьёва и выделяет пять центральных тем, составляющих суть этого учения. По его мнению, это: метафизика Богочеловечества как учение о воплощении Абсолютного, вочеловечении Бога, соединении Бога с человеком и через человека со всей тварью; религия Богочеловечества и понимание её в качестве универсальной, объединяющей несовершенные исторические религии Востока и Запада в истине христианства, в религии Богочеловека, Иисуса Христа (здесь Е.Н. Трубецкой в особенности подчёркивает основополагающее значение темы Воскресения для учения В.С. Соловьёва о Богочеловеке); Богочеловечество и антропоцентризм: главным в понимании этой проблематики у В.С. Соловьёва, по Е.Н. Трубецкому, является учение об Иисусе Христе «как богочеловеческой Личности»; вечное человечество и София Премудрость Божия; интуиция и рефлексия в учении о Софии. Основные недостатки концепции В.С. Соловьёва Е.Н. Трубецкой видит в разработке двух последних тем – в учении о «предвечном» существовании человека, которое, в конечном итоге, приводит к отрицанию свободы человека, и в учении о Софии. Учение В.С. Соловьёва о Софии Премудрости Божьей, считает Е.Н. Трубецкой, хотя и имеет отношение к Оригену, Августину Блаженному, Якобу Бёме, Францу Ксаверу фон Баадеру и другим мистикам, тем не менее, его «глубочайшие корни... в русском благочестии», «в православном храме», в вере в человечность Божественной Премудрости». Основную ошибку в понимании Софии Премудрости Божьей Е.Н. Трубецкой видит в том, что В.С. Соловьёв превращает само по себе правильное понимание идеи человека (или человечества) в Софии в сущность человека, предвечно пребывающую в Боге.

 



 
PR-CY.ru