Словарь по христианству Б БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО

БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО – важнейший термин и центральная тема русской религиозной философии конца XIX – середины XX вв.; в трудах отцов и учителей церкви, в православном богословии и церковной литературе этот термин не употребляется самостоятельно, вне отношения к Богочеловеку; существенной особенностью его религиозно-философского понимания является то, что он не образован на основе термина «Богочеловек», хотя такая связь и предполагается, и что он выражает особый тип религиозно-онтологического и исторического единства Бога и человечества (в идеале – Церковь); если в Богочеловеке, в Лице Христа соединены две различные природы, нетварная Божественная и сотворённая человеческая, которая по всему нам подобна кроме греха, и соответственно термин «Богочеловек» возник из соединения терминов «Бог» и «человек», то в религиозной философии Бог мыслится в виде Абсолюта (затем – Пресвятой Троицы), а человечество – в его конкретно-историческом, т.е. повреждённом грехом, состоянии; термин «Богочеловечество», в свою очередь, образован из терминов «Бог» и «человечество», при этом последний кроме усвоенных религиозных сохраняет философские и социологические значения. Своим происхождением этот термин обязан Владимиру Сергеевичу Соловьёву, который в ряде сочинений даёт развернутую концепцию Богочеловечества. На первостепенный характер темы Богочеловечества у В.С. Соловьёва указывали Евгений Николаевич Трубецкой, Лев Михайлович Лопатин, Николай Александрович Бердяев, Семён Людвигович Франк, протоиерей Василий Васильевич Зеньковский. После В.С. Соловьёва учение о Богочеловечестве в русской религиозной философии разрабатывалось Е.Н. Трубецким, Дмитрием Сергеевичем Мережковским, Н.А. Бердяевым, Львом Платоновичем Карсавиным, С.Л. Франком, Сергеем Николаевичем Булгаковым и др., сам термин становится неотъемлемой частью русской философской терминологии и получает распространение в богословской литературе. Понятие «Богочеловечество» не принадлежит к числу исходных в философии В.С. Соловьёва, таких как «абсолют» и «всеединство», его возникновение обусловлено необходимостью соединить «абсолют» и «всеединство» в рамках теистической концепции и дать универсалистским построениям «вселенской религии» конкретно-религиозный, христианский характер. В «Критике отвлечённых начал» (1877–1880 гг.) В.С. Соловьёв исходит из концепции двух абсолютов: «абсолютно сущего» (Бога) и «абсолютно становящегося» (человека), а Богочеловечество, как связь одного и другого посредством мировой души, называет «полной истиной». В «Чтениях о Богочеловечестве» (1878–1881 гг.), представляющих собой изложение целостной концепции Богочеловечества, В.С. Соловьёв отмечает, что ни традиционная религия с верой в Бога, ни современная цивилизация с верой в человека не проводят «своей веры до конца; последовательно же проведённые и до конца осуществлённые обе эти веры – вера в Бога и вера в человека – сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества». Разработанная в «Чтениях о Богочеловечестве» религиозно-философская система В.С. Соловьёва является синтезом традиционной философской проблематики – единого, бытия, материи, души мира (Софии), человечества – с проблематикой богословия: с учениями о Боге, Святой Троице, Ипостасях, Богочеловеке, Церкви и Царстве Божьем; в этом синтезе, в единстве многообразного или во «всеединстве», – основное содержание и суть концепции Богочеловечества.

 



 
PR-CY.ru