БОГОЧЕЛОВЕЧЕСТВО - Страница 6

Эту же мысль с некоторыми изменениями С.Л. Франк излагает в книге «Реальность и человек» (1949 г.); подчёркивая «безмерное отличие… человека от личности Богочеловека», он настаивает на признании в человеке «некого божественного начала», считает, что такое учение не «противоречит церковному учению о Боговоплощении в лице Иисуса Христа», и обосновывает свою концепцию «богосродности» человека тем, что человек рождается не только из чрева матери, но и «свыше», от «Духа». В работе «С нами Бог» (1941 г.) он связывает идею Богочеловечества непосредственно с Личностью Иисуса Христа и с христологическим догматом и рассматривает церковь как богочеловеческий организм. Одна из последних и масштабных в ХХ в. попыток разработать систематическое учение о Богочеловечестве была предпринята протоиереем С.Н. Булгаковым в 1933–1939 гг. в богословской трилогии «Агнец Божий», «Утешитель», «Невеста Агнца», с подзаголовком «О Богочеловечестве». По мнению исследователей, вопреки намерениям автора раскрыть положительное содержание основных истин христианства в трилогии, они не только не были раскрыты, но были затемнены их софиологическим толкованием. В книге «Агнец Божий», в главе о Софии Божественной, где ставится вопрос о природе единой триипостасной Божественной Личности, протоиерей Сергий Булгаков отождествляет усию (природу) с Софией Божественной, но в отличие от своих ранних произведений теперь понимает Софию Божественную как неипостасную усию, хотя по-прежнему склонен толковать её в качестве «вечной женственности»; на этой основе он строит неприемлемое с православной точки зрения учение о любви Бога к Самому Себе в Софии Божественной и к Софии и её ответной любви к Богу; решая вопрос об отношении Ипостасей Святой Троицы к природе или к (неипостасной) Божественной Софии, которую протоиерей Сергий Булгаков отождествляет со Славой Божьей, он приходит к двум выводам: «София, как Премудрость, есть самооткровение Логоса чрез самоопределение Второй Ипостаси…»; «Слава есть самооткровение Бога в Третьей Ипостаси». Эти выводы, имевшие непосредственное отношение к учению о Пресвятой Троице, были оспорены митрополитом Сергием (Страгородским; впоследствии Патриарх Московский и всея Руси); в Указе Московской патриархии митрополиту Литовскому и Виленскому Елевферию от 24 августа 1935 г. отмечалось, что и Сын Божий называется «сиянием славы» Отца, и Владимиром Николаевичем Лосским, который писал, что «Божественная природа и всё, что к ней относится, принадлежит нераздельно Трём Ипостасям Святой Троицы, Её энергии и имена не определяют по преимуществу ту или иную Ипостась». По мнению исследователей, в этой же книге протоиерей Сергий Булгаков развивает ещё одно ошибочное учение: понимая Софию как Божественное человечество, он настаивает на предвечности человечества в Боге, учит о Логосе как Предвечном Человеке и утверждает, что «Богочеловечество и Богочеловек… даны предвечно в Боге. Этой «предвечностью» во внутритроичной жизни он объясняет Боговоплощение, сводит и в данном случае многосложную проблематику обсуждаемой темы к Софии: «…Первообраз человека, Адама, есть образ Логоса в Софии» – и утверждает существование во Христе двух природ: Софии Божественной и Софии тварной.

 



 
PR-CY.ru