БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 11

Стихи из песней Захарии и Симеона поются как стихи литургийных аллилуиариев на Рождество Иоанна Предтечи (24 июня) и Сретение Господне (2 февраля) соответственно. В армянском обряде библейские песни считаются восьмым отделом Псалтири. Согласно реконструкции Г. Винклер, они являлись одним из основных элементов воскресного всенощного бдения кафедрального типа: после «входного псалма» и славословия исполнялась песнь вавилонских отроков (Дан. (LXX) 3:26–45 и 3:52–88) с припевами, а перед литанией и чтением Евангелия – песни Пресвятой Богородицы и пророка Захарии. В западно-сирийском (или сиро-антиохийском) обряде песнь из книги Второзаконие разделена на две, в списке библейских песен присутствуют блаженны (которые поются на утрене в связи с чтением Евангелия), а также песнь, составленная из стихов Книги пророка Исаии (42:10–13 и 45:8). В богослужении маронитов, которое подверглось значительной латинизации, библейские песни рассредоточены по службам суточного круга: 11 поются на полунощнице, семь – на утрене, по три (или по две) – на малых часах дня (третьем, шестом, девятом), четыре – на вечерне, две – на повечерии. Песнь вавилонских отроков поется на утрене перед хвалитными псалмами; великое славословие на утрене отсутствует. В современном богослужении Коптской церкви на ночной службе кроме псалмов стихословятся песнь из Исх. и песнь вавилонских отроков, причём к песням и псалмам припеваются стихотворные комментарии. В Эфиопской церкви вплоть до настоящего времени используется набор из 14 библейских песен, зафиксированный уже в Александрийском кодексе Библии (песни из Втор. и вавилонских отроков разделены каждая на две). Первая часть песни вавилонских отроков (стихи 52–56) поётся со специальным припевом на праздничной и великопостной вечерне. Обе части песни вавилонских отроков исполняются двумя хорами перед хвалитными псалмами на праздничной утренней службе, при этом песнь Симеона Богоприимца заменяет будничный Пс. 50. То же бывает и на воскресной утренней (предрассветной) службе. На трёх малых часах дня ежедневно, кроме суббот и воскресений, должны стихословиться по пять библейских песен: на третьем – Моисея из Исх., Анны, Ионы, вторая часть песни вавилонских отроков, песнь Пресвятой Богородицы; на шестом – первая часть песни из Втор. (стихи 1–21), песни Езекии, Азарии, Аввакума, Захарии; на девятом – вторая часть песни из Втор. (стихи 22–43), молитва Манассии, первая часть песни вавилонских отроков, песни Исаии и Симеона. Кроме того, десять раз в году на девятом часе перед просительной службой стационального типа и 30 раз в году на особом последовании, совершаемом по большим праздникам в честь Божьей Матери, Креста, святых и в некоторые другие дни, все 14 библейских песен поются подряд, перемежаясь гимнами. В эфиопских рукописных Часословах сохранились чинопоследования служб суточного круга совсем иного типа по сравнению с современной эфиопской традицией; один из них, изданный Борисом Александровичем Тураевым, представляет собой перевод с коптского на геэз с добавлением византийских элементов: на «молитве при пении петуха», входящей в состав типичной коптской ночной псалмодии, после хвалитных поются все три новозаветные библейские песни (Пресвятой Богородицы, Захарии и Симеона), молитва Езекии и великое славословие; на «молитве перед сном» – песнь «С нами Бог» и молитва Манассии; на третьем часе дня – песни Моисея из Исх. и вавилонских отроков.

 



 
PR-CY.ru