БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 12

В восточно-сирийском обряде, в основе которого лежит древнее кафедральное богослужение Эдессы и который менее других связан с византийской традицией, библейские песни рассматриваются как 21-я кафизма Псалтири. Ряд ветхозаветных библейских песен (Исх. 15; Ис. 42:10–13 и 45:8; Втор. 32:1–21ab и 21c–43) исполняются на воскресной ночной службе во время восхождения епископа на бему (особую платформу в центре храма). На праздничной утрене поются песнь вавилонских отроков и «Слава в вышних». Древнейшее описание порядка суточных служб римского обряда содержится в написанном до VI в. «Правиле учителя», ориентирующемся на монашескую практику, где указано петь песни Пресвятой Богородицы (лат. Magnificat) и Захарии (лат. Benedictus) на утрене между 50-м и хвалитными псалмами, при этом по воскресеньям и праздникам Пс. 50 заменяется песнью вавилонских отроков. Подобная схема утрени приводится и в других, имеющих в своей основе монашескую практику, правилах – Кесария Арелатского и Аврелиана Арелатского. Дальнейшее развитие римской традиции связано с именем Бенедикта Нурсийского. Согласно его «Правилу», на третьем из воскресных nocturnae (ночная служба) поются «три песни из пророков» по выбору аббата, с «аллилуия», в конце nocturnae исполняется гимн «Te Deum»; далее на утрене перед хвалитными псалмами поются с антифонами «песни из пророков по примеру Римской церкви, каждая – в свой день»: в понедельник – пророка Исаии (Ис. 12:1–6), во вторник – Езекии, в среду – Анны, в четверг – Моисея из Исх., в пятницу – Аввакума, в субботу – Моисея из Втор., в воскресенье – вавилонских отроков, а в конце утрени, перед литанией, – «евангельская песнь» пророка Захарии. Наиболее существенным нововведением «Правила преподобного Бенедикта» является указание петь «евангельскую песнь» Пресвятой Богородицы (Magnificat) на вечерне, что, как полагают исследователи, говорит о стремлении к монашеской унификации вечернего и утреннего богослужения. В «Правиле Бенедикта» не говорится о пении на повечерии (completorium) песни Симеона Богоприимца (Nunc dimittis), но в более поздних памятниках она неизменно присутствует на этой службе. Бенедиктинское распределение библейских песен стало основным в Римской церкви, хотя у Амалара Симфозия (ум. в 850 г.) и Петра Дамиани (ум. в 1072 г.) песнь Пресвятой Богородицы ещё указана для утрени. Бенедиктинское распределение библейских песен было официально признано общеобязательным в 1535 г. с выпуском стандартного римского Бревиария и просуществовало до 1911 г.; к нему восходят чинопоследования вечерней и утренней служб у лютеран и англикан. 11 ноября 1911 г. папа Пий X (1903–1914 гг.) издал конституцию «Divino afflatu», предписывавшую осуществить реформу Бревиария и изменить последования суточных служб; в частности, порядок стихословия изменяемых библейских песен на Laudes (соответствует последней части византийской утрени) в чётные и нечётные недели различался – во вторую неделю библейские песни стихословились по-старому (но песнь вавилонских отроков пелась до стиха 57), в первую – вводилось новое распределение: песнь Давида (1 Пар. 29:1–10) – в понедельник, Товии (Тов. 13:1–10) – во вторник, Иудифи (Иф. 16:15–21) – в среду, Иеремии (Иер. 31:10–14) – в четверг, Исаии (Ис. 45:15–16) – в пятницу, Екклезиаста (Еккл. 36:1–16) – в субботу, первая часть песни вавилонских отроков – в воскресенье.

 



 
PR-CY.ru