БИБЛЕЙСКИЕ ПЕСНИ - Страница 13

Современная послереформенная римская «Литургия часов» (последнее официальное издание: «Liturgia Horarum iuxta ritum romanum», 1985–1987 гг.), утверждённая конституцией папы Павла VI (1963–1978 гг.) «Laudis canticum» (1 ноября 1970 г.), представляет собой полный разрыв с древней традицией Римской церкви и характеризуется, прежде всего, совершенно новым принципом распределения псалмов по службам суточного круга, вследствие чего Псалтирь прочитывается полностью только за четыре недели; в каждую из четырёх недель на службах стихословятся различные изменяемые псалмы и песни. Количество изменяемых библейских песен, как из Ветхого Завета, так и из Нового Завета (включая Откр.), увеличено до нескольких десятков; первые поются на Laudes, вторые – на вечерне. Три песни (Пресвятой Богородицы, Симеона, Захарии) сохранены как неизменяемые элементы вечерни, повечерия и Laudes соответственно. То же – и в послереформенной римской Монашеской Псалтири, с тем лишь отличием, что здесь изменяемые библейские песни входят также в состав третьего из воскресных и праздничных nocturnае (песнь из Ветхого Завета) и повечерия (песнь из Нового Завета). В римский чин праздничной мессы традиционно входит Gloria – латинский вариант великого славословия; кроме того, тракт (tractus – аналог византийского прокимна) в отдельные дни года состоит из стихов некоторых библейских песен. В галликанском обряде, по свидетельству Григория Турского (ум. в 593 г.), на Laudes после Пс. 50 пели песнь вавилонских отроков с припевом «аллилуия». В приложении к галликанской Псалтири VIII в. присутствуют также песни: две Моисея, Исаии (60:1–14 и 61:10–62:7), Анны, Пресвятой Богородицы, Исаии (26:9–20), Иудифи, Езекии, Иеремии (Плач 5:1–22), песнь из четвёртой книги Ездры (8:20–36) и молитва Азарии (Дан. (LXX) 3:26–45). Из «Краткого изложения» псевдо-Германа Парижского и «Истории франков» Григория Турского исследователям известно также, что за евхаристической мессой исполнялись песнь Захарии после чтений из Ветхого Завета и песнь вавилонских отроков после апостольских чтений. Древнейшие сведения о библейских песнях в амвроcианском обряде содержатся в посланиях Амвросия Медиоланского (ум. в 397 г.), который упоминает чтения из Книг Иова и Ионы на ночных службах. До реформ второй половины XX в. распределение библейских песен по службам оффиция (суточного круга) в амвросианском обряде было следующим. На matutinae (служба перед рассветом; соответствует первой части византийской утрени) пели песнь вавилонских отроков; кроме того, по воскресеньям, Господским праздникам и в пасхальный период рядовые псалмы, читавшиеся на matutinae, заменялись песнями пророков Исаии, Анны, Ионы, в зимнее время – Аввакума; замена псалмов песнями по праздникам исследователи считают несомненно архаичной чертой. Как в римском обряде, на Laudes пелась песнь Захарии, на вечерне – песнь Пресвятой Богородицы, на повечерии – Симеона. Вместо ежедневного Пс. 50 на Laudes по воскресеньям исполнялась вторая часть песни вавилонских отроков. Две части песни Моисея из Исх. исполнялись на Laudes попеременно каждую субботу, а также в воскресные и праздничные дни. Кроме того, в недели Адвента, Рождества Христова, Обрезания, Богоявления на Laudes полагалась песнь Моисея из Втор.

 



 
PR-CY.ru